Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, платформа Moodle, система управления обучением, электронная обучающая среда.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий диктует череду преобразований в образовательной системе вузов, где все большей популярностью пользуются электронные обучающие среды, созданные на основе систем управления обучением. Применение данных сред способствует индивидуализации обучения, возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов, а также позволяет по-новому организовать познавательную деятельность студентов, что в свою очередь будет способствовать комплексному развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. В рамках компетентностного подхода огромное значение приобретают такие качества, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере, высокие профессиональные знания, способность решать реальные вопросы различного уровня сложности. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самому принципу обучения и подготовки специалистов. Таким образом, важнейшей задачей в области образования на современном этапе следует считать обеспечение соответствия научной системы знаний требованиям практики [1, c.1002].
В англоязычных источниках используется термин Learning Management System (LMS), что в переводе — система управления обучением, также иногда называемая электронной обучающей средой. Обычно это веб приложения, доступ к которым осуществляется через интернет браузеры. Электронная обучающая среда предоставляет преподавателям инструменты для создания онлайн курсов, доступ к которым имеют только подписанные студенты. И преподаватели, и студенты имеют возможность загружать материалы в онлайн курс, вести онлайн дискуссии, участвовать в чатах, делать тесты, совершать опросы, отправлять и редактировать задания.
Самой популярной на сегодняшний день свободно распространяемой электронной обучающей средой с открытым кодом можно считать Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle обеспечивает серьезный технический уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Но, что особенно важно, эта система не статична, она постоянно развивается. В этот процесс вовлечены как профессиональные IT специалисты, так и преподаватели, внедряющие электронное обучение. Еще одним важным преимуществом Moodle является его направленность на деятельностное обучение, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса [2, c.5].
Создатель Moodle австралиец Martin Dougiamas взял за основу теорию социального конструктивизма, впервые предложив систему, ориентированную на обучаемого, а не на инструментарий для создания курсов, как было раньше. Социальный конструктивизм построен на идее, что люди учатся лучше, когда они вовлечены в социальный процесс конструирования знаний через обмен созданных ими артефактов [3, c. 4]. Работа в Moodle ориентирована не на передачу и усвоение знаний, а на обмен идеями и создание нового знания. Таким образом, Moodle сочетает три немаловажных преимущества по сравнению с другими электронными обучающими средами: открытость, собственная образовательная философия и международное сообщество последователей данной идеи.
Электронная обучающая среда открывает неограниченные возможности для организации самостоятельной работы студентов в вузе. Необходимость такой работы обусловлена, с одной стороны, возросшим объемом новой информации, с другой, — увеличением источников и приемов обработки информации [4, c.984]. В российских вузах наблюдается тенденция к повышению удельного веса самостоятельной индивидуальной работы студентов по усвоению знаний, что соответствует современным европейским образовательным традициям [5, c. 285]. Электронная обучающая среда Moodle призвана обеспечить студентам и преподавателям возможность неограниченного свободного доступа к образовательным ресурсам. Здесь могут быть выложены справочные материалы, необходимые для выполнения СРС, тестовые задания с автоматической проверкой, что существенно сэкономит время преподавателя и студента, который сразу видит результат и анализирует свои ошибки. Кроме того, электронный курс в Moodle может содержать особые виды работ, которые недоступны на обычном занятии, но идеально подходят для самостоятельной работы, такие как асинхронные форумы, чаты, почту, PowerPoint слайды, видео и аудио конференции, вики, опросы и т. д. [6, c.410].
Особенно хочется отметить огромный потенциал курсов на платформе Moodle в плане индивидуализации обучения. Задания, размещенные на платформе Moodle, могут обладать большой степенью вариативности и, таким образом, соответствовать индивидуальным талантам и способностям студентов. Они могут отличаться по степени сложности, по уровню их коммуникативных навыков, а также зависеть от способностей обучаемых к запоминанию [6, c.410]. Таким образом, разработка онлайн курсов на платформе Moodle при обучении иностранным языкам считается очень эффективным, так как общепризнанным является необходимость обучения иностранным языкам на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых и дифференцированного подхода к формулировке целей обучения, отбору содержания обучения, к его методической организации, выбору методов и приемов, педагогической технологии обучения [7, c.571].
Основу вариативности в курсах на платформе Moodle должна составлять ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей обучающихся, учет их интересов. Учет индивидуальных потребностей обучаемых в процессе изучения иностранного языка позволяет создать благоприятные условия, необходимые для реализации потенциальных возможностей каждого студента [8, 519].
Всестороннее использование коммуникации одна из основных ценных возможностей электронных обучающих сред. Высокая степень интерактивности создается при помощи синхронных и асинхронных средств взаимодействия, которые создают иллюзию реального живого общения, иными словами «эффект присутствия». Учебный процесс организуется таким образом, что студенты, выполняя задания, активно общаются между собой и тьютором через сервис сообщений, чата и форумов. Данная система коммуникации очень благоприятна для выполнения проектных работ.
Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей среды как Moodle достаточно много, но основными являются следующие:
- режим доступа к системе — 24 часа, 7 дней в неделю в любой точке мира. Таким образом, обучение может проходить где угодно и когда угодно.
- позволяет осуществлять мониторинг деятельности студентов, отслеживать их успеваемость и хранить их результаты;
- расширяет рамки аудиторных занятий при помощи онлайн дискуссий, тестов, вики и других видов деятельности, развивающих сотрудничество и работу в команде;
- облегчает демонстрацию мультимедиа, 3D симуляций и различного веб контента;
- повышает мотивацию студентов за счет внедрения новых и интересных форм обучения;
- обладает функцией обратной связи, что плодотворно влияет как на деятельность студентов, так и преподавателя;
- способствует индивидуализации обучения, позволяя студентам с разными возможностями и стилями обучения освоить программу;
- формирует учебную автономию студентов и вырабатывает навыки самообучения;
- позволяет преподавателям сотрудничать между собой, обмениваться опытом, хранить образовательные ресурсы на платформе [9, c.6].
Электронная обучающая среда Moodle — это отличная платформа для экспериментирования с новыми технологиями, приложениями и инструментами. Преподаватель-разработчик может создать обучающую среду, необходимую именно его студентам, сопровождая и мотивируя их на всем пути обучения. Студенты учатся, взаимодействуя не только с преподавателем, но и друг с другом. Когда они становятся частью обучающей среды, повышается эффективность обучения [10, c.10].
Литература:
1. Козлова Н. С. Компетентностный подход в отечественной системе образования // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1001–1003.
2. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.
3. Cole J., Foster H. Using Moodle. 2nd Edition. O’Reilly Media, 2007. p. 284.
4. Исмаилов К., Исмаилова Ш. К. Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 984–987.
5. Краснова Т. И. К вопросу об организации СРС по иностранному языку в вузе // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А. И. Чучалин [и др.]. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 284–286.
6. Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 17(2). С. 403–414.
7. Саттарова С. Т. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 571–574.
8. Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7(66). С. 519–521.
9. Stocker V. L. Science Teaching with Moodle 2.0. Apress, 2011. p.296.
10. Rice W., Nash S. S. Moodle 1.9 teaching techniques. Packt Publishing, 2010. -216 p.