Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 4328 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Е. Ю. Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе / Е. Ю. Лобанова, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 971-974. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17677/ (дата обращения: 23.11.2024).

Ключевые слова:интерактивные методы обучения, образовательный процесс, платформа Moodle, проектная методика.

 

Современный этап развития общества характеризуется повсеместным внедрением современных информационных технологий во все сферы человеческой жизни: науку, технику, экономику, социальную сферу и образование. У обучающегося в высшем учебном заведении должна формироваться и развиваться личность. Студент получает навыки, вернее «привычку» учиться постоянно, совершенствовать свои знания, умения и навыки. Модель «студента обучающегося» в отличие от «студента обучаемого», требует разработки новых подходов к обучению. Образовательная сфера становится все более интерактивной, поскольку прогрессивные интерактивные методы обучения год за годом приобретают все большую популярность и завоёвывают основные позиции в образовательном процессе. Одной из современных разработок в области новых подходов к обучению являются интерактивные методы обучения.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Познание осуществляется в форме совместной деятельности студентов. Все участники когнитивного процесса обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом, решают проблемы, оценивают собственное поведение и действия других, моделируют ситуации. В процессе коммуникации создаются условия комфортного обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

В процессе диалогового обучения студенты учатся мыслить критически, анализируют обстоятельства и полученную информацию; решают сложные проблемы, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях, учатся общаться с другими людьми. На занятиях организуются как парная, так и групповая форма работы, ролевые игры, применяются исследовательские проекты, проводится работа с документами и источниками информации, используются творческие работы. Преподавателю в образовательном процессе отводится функция помощника в работе и, вместе с тем, он побуждает студентов к самостоятельному обучению.

Интерактивные занятия:

-        пробуждают у студентов интерес к образовательному процессу и когнитивной деятельности;

-        каждый обучающийся принимает активное участие в образовательном процессе;

-        происходит эффективное усвоение учебного материала студентами;

-        участники образовательного процесса учатся формировать собственное мнение и отношение к действительности и ко всему происходящему вокруг них;

-        формируются жизненные навыки;

Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1.       Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний.

2.       Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что служит эмоциональным толчком к дальнейшей поисковой активности участников образовательного процесса, побуждает их к конкретным действиям.Что касается самого процесс обучения, то он становится более осмысленным.

3.       Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к другим участникам коммуникативного процесса.

4.       Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

5.       Использование интерактивных технологий обучения позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях общения более гибко и гуманно.

6.       Результат для каждого обучающегося.

-        опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

-        развитие личностной рефлексии;

-        освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

-        развитие толерантности.

7.       Результат для учебной микрогруппы:

-        развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

-        формирование ценностно-ориентационного единства группы;

-        принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

-        развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

-        развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

8.       Результат для системы «преподаватель — группа»:

-        нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-        многомерное освоение учебного материала;

формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях [4].

К наиболее часто используемым методам и технологиям можно отнести следующие:

-        Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы.

-        Кейс-технологии. К ним относятся:

-        метод ситуационного анализа;

-        ситуационные задачи и упражнения;

-        анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);

-        метод кейсов;

-        метод инцидента;

-        метод разбора деловой корреспонденции;

-        игровое проектирование;

·         метод ситуационно-ролевых игр.

-        Игра

-        Тренинг

-        Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [2].

В Томском Политехническом Университете в процессе обучения студентов дисциплине «Иностранный язык» активно и достаточно успешно используется один из интерактивных методов обучения, базирующийся на образовательной платформе Moodle.

Платформа Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда (англ.). Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [7].

Курс «Иностранный язык» (английский), размещенный на платформе Moodle, позволяет студенту выполнять задания различного вида: задания на работу с текстом, просматривать видеофайлы, выполнять всевозможные задания вопросно-ответного характера, подстановочного типа, задания на выборку правильного ответа, на соотнесение частей предложения и т. д. [3, c.38]. Особая роль в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому) отводится проектной деятельности. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы [2].

Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, выполняющего четыре главные функции:

-        познавательную,

-        регулятивную;

-        ценностно-ориентационную;

-        этикетную.

Проектная методика — это практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях коммуникативного процесса. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным “выходом на публику” [5]. Проектная методика занимает немаловажное место в формировании коммуникативных компетенций будущего выпускника, поскольку студент в процессе подготовки проекта (проект может быть как индивидуальным, парным или групповым) раскрывает индивидуальные творческие способности, нейтрализует влияние языковой барьера и раскрывается творческий и профессиональный потенциал будущего инженера.

Таким образом, интерактивные методы обучения мотивируют студентов к учебно-профессиональной деятельности и повышают собственную активность обучающихся. Интерактивный способ ведения образовательного процесса позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов и делает их конкурентоспособными на мировом рынке труда.

 

Литература:

 

1.      Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. Научно-методический электронный журнал. — URL:http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vuze-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya (дата обращения 06.04.2015).

2.      Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. — № 2 URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie %20 %20expertov/2012n2a1.pdf (дата обращения 06.04.2015).

3.      Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Сопоставительный анализ ключевых слов, обслуживающих понятие «народ», во французской, русской и английской лингвокультурах // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 37–40.

4.      Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. — М.: Академия, 2008.

5.      Тарабукина А. И. Проектная методика в обучении английскому языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». ИД «Первое сентября». 2003–2015 URL: http://festival.1september.ru/articles/414956/ (дата обращения 09.04.2015).

6.      Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 629–633.

7.      Moodle // Материал из википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle (дата обращения 09.04.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, интерактивный метод обучения, Интерактивное обучение, проектная методика, студент, GNU, GPL, коллективная деятельность, коммуникативный процесс, учебный материал.


Похожие статьи

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе

Похожие статьи

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе

Задать вопрос