О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г. Власенко, Е. И. Красникова, Л. Л. Гирда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96468/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к Родине, патриот, патриотическое движение, юнармия, обучающийся.

Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, а его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Н. Г. Чернышевский

XXI век — век компьютеризации, инноваций, новых технологий — это важно и современно. Проблема патриотизма в наше время — это одна из актуальных проблем общества. Мы должны передать подрастающему поколению эстафету памяти, показать им величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, советских солдат, воевавших в Афганистане, Сирии и ныне подвиги русского человека в специальной военной операции на Украине. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

…Что значит быть патриотом сегодня? Как воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину?

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа № 1 Белгородского района Белгородской области» (далее МОУ «Северная СОШ № 1») очень большое внимание уделяет патриотическому воспитанию. Учреждение организовывает и проводит мероприятия так, чтобы ребенок умел ориентироваться в общественной обстановке, высказывать свои суждения и взгляды, обладал социальной ответственностью за свои поступки, осознанно любил и гордился своей страной, сопереживал за достижения своей Родины, своего народа, знал и принимал историю своей страны, уважал и соблюдал свои традиции и обычаи.

Быть патриотом — это значит трудиться и социально быть активным, строить свое будущее, связывая его со своей Отчизной. Такой человек сделает гораздо больше, чем тот, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Отчизне. Быть патриотом — значит быть хозяином своей страны, а не гостем и в случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Это — настоящий патриотизм.

Патриотическое воспитание — это составная часть общего образовательного процесса в нашей школе. Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у обучающихся чувства патриотизма. Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Целью патриотического воспитания является развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края.

Решая задачи патриотического воспитания, строя свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, школа применяет в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

В нашей школе в традиционные формы работы входят: классные часы, с использованием презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, а также внеурочная деятельность «Разговоры о важном».

Одно из внеклассных мероприятий в нашей школе — это подъём флага и пение гимна (рис. 1). Каждый понедельник школьники поднимают флаг и исполняют государственный гимн, а в конце недели флаг спускают. Нововведение закреплено в методических рекомендациях Минпросвещения. Для этого школа создала знамённые отряды, состоящие из детей, достигших успехов в различных видах деятельности.

В школе введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» (рис. 2). Каждую неделю на классных часах детям классные руководители рассказывают о патриотизме и нравственности, беседуют о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ. Школьники выполняют творческие задания, решают проблемные ситуации, детям предлагают порассуждать о специальной военной операции как о проявлении подлинного патриотизма. Учитель объясняет, что цель СВО — «защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима; жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию». Ребятам рассказывают, о том, что стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги, по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину, не жалея своей жизни.

Также в школе используются такие инновационные формы работы как:поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Поставленные задачи и формы работы патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. Все это реализуется и решается в совокупности и взаимосвязи таких структур как: классный руководитель, заместитель директора, курирующий воспитательную работу, советник директора по воспитанию, старший вожатый.

На базе учреждения создан отряд юнармия «Разведчик». Движение имеет четыре основных направления: духовно — нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое и спортивное развитие. Юнармейцы проводят игры, походы, соревнования, экологические и поисковые экспедиции, вахты памяти, участвуют в парадах и шествиях. Участники движения ведут волонтерскую деятельность: помогают ветеранам, следят за сохранностью воинских мемориалов (рис. 3).

Мы думаем, что работа такого движения способствует созданию нравственно-устойчивой личности, характеризующейся системой личностных качеств человека, которые будут определять его способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях.

В октябре 2022 года во всех субъектах Российской Федерации стартовала всероссийская акция «Письмо солдату» в поддержку участников специальной военной операции. Наша школа не осталась в стороне. Ребята написали письма отцам, братьям, друзьям семьи, а также поддержали письмами незнакомых солдат (рис. 4). Самое ценное, что ребята школьного возраста осознают, насколько важна поддержка для человека, находящегося вдали от дома. Для тех, кто днем и ночью несет свою нелегкую службу и выполняет специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации на территории Украины.

Ученики нашей школы — это будущее поколение страны, которое приложит все силы для дальнего процветания нашего славного Отечества.

Подъём флага

Рис. 1. Подъём флага

«Разговоры о важном»

Рис. 2. «Разговоры о важном»

Отряд юнармия «Разведчик»

Рис. 3. Отряд юнармия «Разведчик»

«Письмо солдату»

Рис. 4. «Письмо солдату»

Литература:

  1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  3. Юнармия — задачи воспитания патриотов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://3world-war.su›…1371…po-vospitaniju-patriotov.html (дата обращения 15 нояб. 2018 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, специальная военная операция, школа, инновационная форма работы, общеобразовательная школа, ребенок, Родина.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание современного школьника

В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо

Данная статья описывает опыт работы учреждения дополнительного образования по всестороннему развитию патриотизма учащегося через обучение основам рукопашного боя.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современного школьника

В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо

Данная статья описывает опыт работы учреждения дополнительного образования по всестороннему развитию патриотизма учащегося через обучение основам рукопашного боя.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Задать вопрос