В конце мая 2020 годаПрезидент РФ Владимир Путин инициировал изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации». В законопроекте определяется сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса.
В срок до 1 сентября 2021 года воспитательный процесс по новым правилам должен стать частью всех образовательных программ. Школьная программа воспитания, согласно закону, должна быть направлена на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. В списке ориентиров также уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде.
Министерство просвещения вместе с педагогами сформулировало базовые ценности, на которых будет основано воспитание. Это родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность в команде. Однако список еще может дополняться. «Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы, — подчеркнул Министр образования С.Кравцов. — Это систематизация той работы, которая уже в них ведется». Приоритетным направлением воспитания школьников является воспитание патриота своей Родины. Но воспитательная работа в школах Министерства Обороны имеет свои особенности.
Школы МО РФ находятся, как правило, в обособленных населенных пунктах (гарнизонах), где, в основном, учатся дети военнослужащих и лиц, имеющих отношение к Вооруженным силам.
Автор проживает более 30 лет в военном городке и работает учителем в начальных классах в школе Министерства Обороны Российской Федерации. Воспитание детей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне, предъявляет к школе особые требования. Основными факторами, накладывающими свой отпечаток на воспитательную работу, являются как семейные традиции в семьях военнослужащих, которые, как правило, имеют признаки династий, так и общая атмосфера в военных городках, а также личный пример родителей и учителей, которые в свою очередь, также являются членами семей военнослужащих.
Необходимо отметить, что большую роль в воспитании детей является личный пример родителей, многие из которых побывали в горячих точках, стали участниками боевых действий. Проводимые с их участием военно — спортивная игра «Зарница», уроки мужества, экскурсии в воинские части с знакомством с вооружением и военной специальной техникой воспитывают в детях чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Рис. 1. «Зарница»
Во внеурочной воспитательной работе в школе проводятся тематические мероприятия по случаю праздников видов Вооруженных сил, Дней воинской славы России, посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам поселка, конкурсы-смотры военно-патриотической песни и строя; проведение акции «Георгиевская ленточка», тематические проекты.
Рис. 2. Экскурсия в воинскую часть
Рис. 3. На субботнике
Рис. 4. Мероприятия к праздникам
Все эти мероприятия проводятся вместе с родителями, военнослужащими. Они оставляют след в сердцах детей, делают их добрыми, дружными, формируют гражданские чувства, чувства любви к «малой родине», уважение традиций, уважение к старшему поколению, а значит ученики вырастут настоящими патриотами своей страны.
Рис. 5. Встречи с ветеранами
Недавно созданное движение «Юнармия», куда вступают дети начальной школы, также играет существенную роль в воспитании школьника — человека. Основными целями и задачами этой организации являются всестороннее военно- патриотическое, гражданско- правовое, нравственное воспитание и развитие личности обучающихся, формирование сплоченного детского коллектива, что органично вплетается в общую систему воспитательной работы в школе. Участие в этом движении дает детям основы знаний в подготовке (строевой, физической, технической), которая в дальнейшем, играет существенную роль в ориентации и выборе учащихся жизненного пути, многие из которых идут по стопам своих родителей, поступая по окончании школы в военные учебные заведения.
Конечно, анализ опыта воспитательной работы с детьми военнослужащих выявляет ряд проблем, с которыми сталкиваются наши педагоги: удаленность гарнизонов от культурных и исторических центров; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы; сильная занятость родителей-военнослужащих; закрытость воинского коллектива и другие объективные причины. Но усилия педагогов дают хорошие результаты в воспитании учащихся.
Из опыта своей сорокалетней педагогической деятельности могу сказать, что многие мои выпускники, основы формирования которых как личностей зарождались именно в начальных классах, стали достойными членами нашего общества, находясь при этом на службе Родине.