В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее ФЗ О государственной службе» [1], под государственной службой Российской Федерации понимается — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Статья 2 вышеуказанного закона регламентирует следующее, система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации, а военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Согласно положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (далее ФЗ «О прокуратуре РФ»): служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре РФ». Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
Из вышеизложенного складывается неоднозначная ситуация: с одной стороны ФЗ «О прокуратуре РФ» указывает, что служба в органах прокуратуры является видом федерального государственной службы, с другой ФЗ «О государственной службе» не включает специфический вид прокурорской службы в число видов государственной службы.
В тоже время ФЗ «О государственной службе» предусматривает помимо военной службы, государственную службу иных видов, которые в свою очередь являются видами федеральной государственной службы. Так-как служба в органах прокуратуры РФ безусловно не является военной службой (за исключением службы в военной прокуратуре), а статья 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» прямо закрепляет положение о том, чтослужба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой, становится не трудно «догадаться», что служба в органах прокуратуры РФ относиться к федеральной государственной службе иных видов.
На наш взгляд возникает справедливый вопрос, возможно ли отнести службу в органах прокуратуры к федеральной государственной службе иных видов, или же прокурорская служба должна быть выделена в отдельный вид федеральной государственной службы? В чем заключается специфика «иной службы»? Каковы особенности прохождения такой службы?
Уникальность службы в органах прокуратуры заключается в универсальности ее деятельности. На сегодняшний день государство наделило органы прокуратуры достаточно широкими полномочиями, которыми не обладает ни один государственный орган в РФ. Так в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами.
Помимо надзорной функции прокуратура осуществляет ряд ненадзорных функций, таких как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество органов прокуратуры, прокурорские работники участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов и т. д.
Рассматривая вопросы прохождения службы в органах прокуратуры как вида государственной службы С. Н. Братановский указывает, что после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодательство о государственной службе поднято на более высокий уровень. Однако действующие нормативные акты, регулирующие организацию и прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры России, принимаются не достаточно быстро. Положения, относящиеся к правовому статусу работника прокуратуры, определению круга его служебных прав и обязанностей и непосредственно связанные со службой в органах прокуратуры, частично урегулированы законодательством о государственной службе, однако они не отражают специфики служебно-правовых отношений в прокуратуре как особом государственном органе, осуществляющем надзор за исполнением Конституции РФ, законов и иных нормативных актов [4].
Учитывая особый статус органов прокуратуры, ее функции и стоящие перед ней задачи, считаем, целесообразно выделить службу в органах прокуратуры в специфический вид федеральной государственной службы именуемой «прокурорская служба».
В заключении необходимо акцентировать внимание на проекте Федерального закона «О статусе прокуроров в Российской Федерации», который был опубликован в журнале «Законность» [3]. Разработчики данного проекта в статье 2 закрепили «легальную дефиницию» службы в органах прокуратуры: «Служба в прокуратуре (прокурорская служба) является видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях по обеспечению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод граждан, исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, за процессуальной деятельностью органов дознания, органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, участию в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией, выполнению других функций, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». «Службой в прокуратуре является также профессиональная деятельность на должностях в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации по научному и учебно-методическому обеспечению деятельности прокуратуры, подготовке и профессиональной переподготовке кадров, повышению квалификации прокуроров».
Считаем, необходимым внести изменения в ФЗ «О прокуратуре РФ», в частности п. 1 статьи 40 должен быть изложен так, как изложена статья 2 проекта ФЗ «О статусе прокуроров в Российской Федерации». Данные изменения будут способствовать выделению службы в прокуратуре в особый вид федеральной государственной служб (прокурорскую службу), будет закреплена легальная дефиниция прокурорской службы, ну и конечно будет преодолен пробел в законодательстве выражающийся в отсутствии в ФЗ «О прокуратуре РФ» ссылки на положения ФЗ «О системе государственной службы РФ» который на сегодняшний день порождает вопросы, относительно того, к какому виду федеральной государственной службы относится служба в органах прокуратуры.
Литература:
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Парламентская газета», N 98, 31.05.2003, «Российская газета», N 104, 31.05.2003, «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» В данном виде документ опубликован не был. Текст редакции от 17.11.1995 опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472, «Российская газета», N 229, 25.11.1995. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 39, 18.02.1992, «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, N 8, ст. 366.
- http://law.vl.ru/articles/showart.php?id=16023&range=&nav_second= %EF %F0 %EE %E5 %EA %F2+ %CE+ %D1 %D2 %C0 %D2 %D3 %D1 %C5+ %CF %D0 %CE %CA %D3 %D0 %CE %D0 %CE %C2+ (ссылка на источник).
- Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Под. ред.С. Н. Братановского, Саратов, 2007.