Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.07.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Москалец, М. С. Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы) / М. С. Москалец. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6531/ (дата обращения: 16.12.2024).



Система образования в России постоянно модернизируется, это требует преобразований в обучающем процессе, затрагивая и физическое воспитание. Новые стандарты способствуют переменам в целях, подходах и методах, использующихся в обучении без непосредственного изменения содержания процессов обучения. Задача образования в целом — это приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, и в контексте данного высказывания: основная задача СПО, согласно новым стандартам — выработать у обучающихся универсальные учебные действия; а именно: студенты сами должны приобретать знания в ходе поисковой и практической деятельности, а не получать готовый материал от преподавателей. А преподаватель должен лишь управлять образовательным процессом. И, чтобы повысить качество образования, реализовать познавательную и творческую активности студентов, используют различные передовые технологии образования, в том числе и на занятиях физической культуры и ФК.00.

Чтобы развивать ключевые компетенции на уроках физической культуры, я использую модели знаний в рамках личностно ориентированных технологий, обучения в сотрудничестве, метод проблемного обучения, состоящий в организации усвоения обучающимися не готовых знаний, а пути их получения (знания как результат научного познания), формирования познавательной самостоятельности студентов, развития их творческих способностей. Обучение в сотрудничестве (кооперации) рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС СПО.

Уходит в прошлое практика, когда преподаватель работает фронтально с целой группой. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке: заставляет обучающегося ставить цели и находить способы её достижения, намного прочнее удерживают внимание студента и его включенность в работу; приучают студентов обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища; помогает каждому обучающемуся высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у студентов постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только учебных успехов ребят, их интеллектуального развития, но и нравственного: помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость победы или горечь проигрыша — так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. А в случае с моими занятиями — физической подготовленности и ведения здорового образа жизни как само-собой разумеющегося выбора.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Основные принципы технологии сотрудничества:

— Одно задание на группу (общие элементы игры)

— Распределение ролей внутри группы — соблюдается во всех случаях (правила ведения игры и упражнений)

— Одно поощрение на группу (награда — победа)

Обучение в сотрудничестве рассматривают как метод обучения. Метод обучения в сотрудничестве имеет варианты:

1. Обучение в команде.

2. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». На этом варианте метода обучения мне хотелось остановиться подробно. Группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Внутри группы, обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: распределяют роли: кто будет из группы показывать, кто — объяснять последовательность выполнения, кто — анализировать и оценивать. Применение индивидуальной работы каждого студента в совместной групповой работе, позволяет моим студентам на протяжении нескольких лет занимать в региональных соревнованиях по легкой атлетике занимать призовые места.

Кроме того, данная технология предусматривает поддержание субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, что тоже является ресурсом и здоровьесбережения (поддерживается эмоциональное здоровье обучающегося) и ресурсом воспитательным (формируется ответственность за результат работы всей группы, воспитывается коллектив как группа единомышленников). Технология дает возможность приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Эта форма организации воспитывает у студентов чувства взаимной требовательности и ответственности за свое обучение. Обучающиеся стали активнее, слабые почувствовали уверенность в собственных силах; самостоятельно приобретают, применяют полученные знания для решения жизненных проблем.

Уже второй год я являюсь преподавателем дополнительного образования нашего техникума, где и возглавляю секцию туризма. Туризм — это сегодня модно и актуально. Это увлекательный и качественный вид спорта, который уважают современные студенты (молодежь). Можно смело сказать, что туризм имеет реальную силу в освобождении нашей молодежи от компьютерно-интернетовского плена. Не смартфон, а рюкзак, не мышка и клавиатура, а снаряжение для переправы и розжиг костра… Туризм — это и романтика, общение, освобождение от комплексов зашоренности. Где как не в походных условиях студенты могут на практике проявить свою сплоченность и сотрудничество, а преподаватель со стороны наблюдать, помогать, вести и контролировать педагогический процесс. Практическая педагогическая работа «в полях» выводит любую пед технологию на передовой край такого интересного и практикоориентированного предмета как туризм. Кооперация прослеживается уже на стадии подготовки к походу: обязательно сам по себе находится и официально признанный и неофициальный лидер, но эти лидерские качества ложатся как фундамент группы, а не в виде разрушительной силы. Роль педагога проявляется в тактичном и ненавязчивом направлении лидеров на проблемы группы как сиюминутные, так и виртуально возможные. Если рассматривать поход группы в разрезе педагогической технологии, то это и есть особый личностно-ориентированный подход, только уже не индивидуальный, а скорее, наблюдательный: группа сама начинает выявлять, поучать, регулировать, контролировать и формировать свой, особый от других групп, микроклимат и преподавателю (руководителю похода) ничего не остается, как молча наблюдать за формирование коллективного сотрудничества и кооперации всех участников похода. Каждая туристическая группа неповторима как в составе участников, так и по тематике похода. Несколько дней общения в походе могут заменить ребятам год общения в интернет-площадках! Нельзя забывать о пользе такого студенческо-педагогического сотрудничества как: укрепление здоровья через физические нагрузки, которые можно регулировать по ходу продвижения группы, и все это на фоне непередаваемых ландшафтов природы, с которой ребята постоянно контактируют. Данная методика применения технологии сотрудничества (педагогического метода кооперации), не только не искажает традиционное представление об уроке физической культуры, но и делает его действительно современным. Повышается плотность и эффективность занятия, точность выполнения упражнений и заданий преподавателя, существенным образом изменяется система предупреждения травматизма на занятии, происходит интеллектуальное развитие обучающихся, расширяется их кругозор.

Похожие статьи

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Особенности воспитательной работы в начальных классах школы Министерства обороны Российской Федерации (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Особенности воспитательной работы в начальных классах школы Министерства обороны Российской Федерации (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Задать вопрос