Технология организации учебного сотрудничества и технология формирующего оценивания как образовательные технологии, обеспечивающие достижение высоких предметных и метапредметных результатов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Куприянова, С. Г. Технология организации учебного сотрудничества и технология формирующего оценивания как образовательные технологии, обеспечивающие достижение высоких предметных и метапредметных результатов / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9269/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье рассматриваются современные образовательные технологии: технология организации учебного сотрудничества и технология формирующего оценивания, способствующие эффективному достижению прогнозируемых результатов и формированию универсальных учебных действий.

Ключевые слова : образовательные технологии, учебное сотрудничество, формирующее оценивание, универсальные учебные действия.

Новые социальные запросы предъявляют новые требования к качеству современного образования, которые определяются следующими факторами:

– прогресс ускоряется и знания быстро устаревают, следовательно, учебные заведения не могут дать образование, которое без переобучения или совершенствования будет актуально через пять-десять лет;

– любая высокооплачиваемая работа требует решения сложных задач, которые нельзя решить успешно без навыков работы с информацией, развитого мышления;

– современные дети, за свою жизнь несколько раз сменят направления своей деятельности (так как большая часть современных профессий и рабочих мест исчезнет в ближайшие 10–20 лет), поэтому многим придется переучиваться;

– любая профессиональная карьера гарантирует решение новых задач, под которые понадобятся новые компетенции.

Эти факторы определили изменение ориентации образования в соответствии с требованиями ФГОС. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. В соответствии с ФГОС ОО целью современного российского образования выступает развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) [1, с.4]

Виды универсальных учебных действий:

1) личностные ;

2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции );

3) познавательные ;

4) коммуникативные .

Педагогическая идея опыта: активное внедрение в практику технологии организации учебного сотрудничества, технологии формирующего оценивания в процессе обучения биологии для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся и формирования у них универсальных учебных действий.

Используемые мной технологии позволяют мне успешно интегрировать предметность и метапредметность для формирования базовой компетенции школьников — умения учиться. Я считаю, что получение знаний и развитие универсальных учебных действий — это процессы, неразрывно связанные между собой. В рамках освоения курса биологии я реализую работу по формированию всех УУД, предусмотренных стандартом.

Технология организации учебного сотрудничества это технология, которая позволяет мне наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Основную идею этой технологии вижу в том, чтобы создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. В ходе работы я объединяю ребят в небольшие группы и даю им одно общее задание. Таким образом создается ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Данную технологию я реализую, начиная с 5 класса. Формирование групп я осуществляю таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов обучающихся, но и их интеллектуального и нравственного развития. Помочь другому, вместе решать какие-либо проблемы, разделить радость успеха — это так же естественно, как и радоваться жизни, смеяться [2, с. 183]

Технология обучения в сотрудничестве вполне органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивает содержание образования. Технология обучения в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Технология формирующего оценивания. По О. Н. Крыловой, под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь между учителем и учеником [3, с.5] Я использую формирующее оценивание для улучшения образовательных результатов школьников, так как оно учит ставить цели, планировать пути их достижения, объективно оценивать свои результаты, позволяет обеспечивать обратную связь в течение всего урока, повышает коммуникативную составляющую урока. Как следствие — рост учебной мотивации. При проведении формирующего оценивания я провожу сравнение успехов учащегося с его прежними достижениями. Для формирующего оценивания образовательных достижений обучающихся создаю следующие условия:

1) соответствие заданий содержанию изученного материала;

2) использование знакомых и соответствующих возрасту учащихся типовых задач;

3) доступность результатов оценивания для дальнейшего планирования действий, направленных на повышение качества знаний;

4) формирующее оценивание должно быть текущим, встраиваться в процесс преподавания и учения;

5) критерии и уровни достижения запланированных образовательных результатов должны укреплять уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе.

На первом этапе оценивания перевожу цели в измеряемые образовательные результаты, отбираю типовые задачи и техники оценивания. Затем подбираю соответствующие методы обучения и задания. На третьем этапе провожу оценивание, в ходе которого выясняется, достигнуты ли планируемые результаты. Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — системность. Формирующая оценка образовательных результатов — постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику естественным образом.

Преимущества формирующего оценивания:

– Позволяет даже самым слабым ученикам ощутить свои успехи.

– Помогает сформировать у детей мотивацию к учёбе, потому что акцентирует внимание на достижениях, а не провалах.

– Помогает учителю заметить личный прогресс каждого ученика, а не сравнивать их всех с единым стандартом.

– Его довольно просто реализовать без лишней бумажной работы для учителя.

Таким образом, технология организации учебного сотрудничества и технология формирующего оценивания позволяют повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении и являются одними из главных способов достижения образовательных результатов и формирования универсальных учебных действий в условиях нового стандарта.

Литература:

  1. Зайцева Е. А. Методические рекомендации по проектированию универсальных учебных действий в программах внеурочной деятельности. — Самара: СИПКРО, 2018. — 32 с.
  2. Леонтьев А. В. Развитие целостной личности ребенка. Педагогика сотрудничества. М.: Армита-Русь, 2023. — 280 с.
  3. Сорокина И. В. Данилова Е. А. Технология формирующего оценивания: методические рекомендации. — Самара: СИПКРО, 2018. — 24 с.
  4. Сорокина И. В. Технология педагогического проектирования современного урока: методические рекомендации. — Самара: СИПКРО, 2017. — 32 с.
  5. Плотникова А. Л. Личностные результаты обучения: содержание, планирование, оценивание. — Самара: СИПКРО, 2018. — 28 с.
Задать вопрос