В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у обучающихся, выделены универсальные учебные действия (УУД). Ключевой задачей учителя технологии является разработка программы формирования и развития УУД на учебных занятиях, через внедрения проектно-исследовательских технологий. Поэтому в статье раскрывается генезис таких понятий как «образовательный стандарт», «познавательные универсальные учебные операции (действия)», «учебные компетенции», «проектная технология» и др. Отправной точкой для формирования УУД определены исследования педагогов, создателей концепции развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) и концепции ориентировочной основы деятельности (П. Я. Гальперин).
Ключевые слова: средняя школа, образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные операции (действия), целенаправленная деятельность, учебные компетенции, проектная технология, системно-деятельностный подход, проектно-технологические задачи, алгоритм выполнения заданий.
Принятие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) повлияло на пересмотр уже сложившегося взгляда на образование, но и разрешило учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Отличительной особенностью нового стандарта среднего образования (ФГОС СОО) является деятельностный подход, ставящий главной целью образовательной деятельности развитие личности обучающегося [1].
Формирование познавательных универсальных учебных действий связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [2, с. 6].
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению практических целей обучения и воспитания школьников [4, с. 73].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий учащихся среднего звена — одна из важнейших задач современной школы, которая рассматривается многими современными педагогами. Как известно, стойкий познавательный интерес у обучающихся формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчёркивал, что как «важно серьезное занятие сделать для детей занимательным» [4, с. 72].
В общеобразовательной школе «Технология» — интегрированная образовательная область научных знаний, синтезирующая знания математики, черчения, физики, химии и других направлений деятельности человека. Поэтому учитель технологии должен помочь учащимся не только овладеть основами технологических знаний и практических умений, но и способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий.
С этой целью учителя технологии насыщают свою деятельность приемами и методами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся к созидательной деятельности. На уроках они используют различный наглядно-демонстрационный материал: карты, схемы, плакаты, оборудование, инструменты и т. п., а также применяют при работе с детьми задания на сообразительность, ребусы, кроссворды; проводят викторины, создают занимательные и проблемные ситуации и т. п. Компьютеризация школ тоже внесла свои положительные коррективы. Педагоги активно используют новые информационные технологии, побуждая учащихся мыслить, творчески подходить к любой практической деятельности.
Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении творческих и практических проектов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, а именно, ставить цели, задачи, выделять объект и предмет исследования, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании основной средней школы предполагается оценивание сформированности у обучающихся универсальных учебных действий. Организация массовой работы учеников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностической работе (ФГОС, 2009 г., с. 7–10) [1].
Большим подспорьем в исследовательской деятельности для школьников 5–9–х классов могут стать проектно-практические задачи. Построение системы проектных задач позволяет решать современные проблемы среднего образования, и в частности перейти на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить обучающихся средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе [5, с. 52].
Например, уже на первых уроках технологии в 5 классе перед учащимися ставятся первичные учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно дети постигают последовательность учебных операций (действий). Например, получая первый опыт работы со многими слесарными инструментами, пятиклассники ориентируются на их конкретное практическое применение. А для этого они должны знать все последовательные действия, необходимые для решения поставленной учебной задачи: инструктаж, знания правил техники безопасности, выбор нужного инструмента, выполнение самого изделия, его представление и т. п. Вначале все эти действия неоднократно выполняются под контролем учителя технологии, но пройдет немного времени, и пятиклассник самостоятельно учится использовать алгоритм действия, работая над выполнением любого практического задания. Теперь главным результатом обучения становится то, что учащийся, научившись строить алгоритм выполнения учебной познавательной задачи, уже не сможет работать по-другому, потому что этот навык отрабатывался им на уроках многократно и закреплялся на уровне нового осознанного умения.
Безусловно, современные учителя технологии часто используют проектную технологию. Именно она более продуктивно подходит под творчески направленную сферу развития обновленного школьного образования. С помощью данной деятельности учащиеся учатся ставить практические задачи, задавать «себе вопросы». Здесь хорошо осуществляется системно-деятельностный, индивидуально-ориентированный подход.
Учащийся при постановке проблемного вопроса с помощью синтеза, анализа и практического применения доказывает или опровергает его. Поэтому учителю необходимо учитывать этот факт и подбирать различные виды заданий, чтобы возрастные особенности детей полно раскрывались в процессе их целенаправленного обучения. Здесь овладение учащимися познавательными универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Ведь «стихийно или сознательно но учитель воздействует на характер возрастных особенностей детей, это способствует их правильности течению» [3, с. 40].
Как видим, овладение учащимися познавательными универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, модель проектно-исследовательской технологии формирования и развития познавательных универсальных учебных действий учащихся среднего звена, предполагает создание комфортных педагогических и психологических условий, как для учителя технологии, так и для учащихся. Интегративный характер учебного предмета позволяет достигать максимально полезных результатов в процессе формирования мировоззрения учащихся и их познавательной активности. Можно сказать, что познавательные УУД создают возможность учащимся среднего звена самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
- Аркадьева Е. С., Бурова Т. Г., Герасименко Е. А., Кириллова Е. В., Лазарева У. А., Лисинкова П. М., Михайлова И. М. Потенциал проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий // Социальные отношения. 2022. № 2 (41). С. 6–16.
- Иванова А. В., Макарова С. М., Скрябина А. Г. Технология проектного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий // Глобальный научный потенциал. 2019. № 5 (98). С. 38–41.
- Никонорова О. Ю. Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий // Вестник науки. 2019. Т. 4. № 6 (15). С. 70–74.
- Пасихин Д. А., Кукшенёва Т. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Альманах мировой науки. 2019. № 8 (34). С. 52–53.
- Скубак В. Л., Плеханова Г. И., Меньшикова О. П. Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий // Вестник научных конференций. 2019. № 5–3 (45). С. 86–88.