В данной статье рассмотрены понятие учебного сотрудничества, их влияние на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: учебное сотрудничество, коммуникативные универсальные учебные действия
Современное общество характеризуется обширным информационным полем. Своевременное получение и качественный анализ информации позволяет людям планировать и организовывать эффективные действия еще до того, как будут получены материальные последствия, связанные с обновлением информации. Кроме того, высокий темп развития научного познания и информационных технологий заставляет предположить, что в ближайшем будущем общество превратится из индустриального в большей степени в информационное. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом в таком обществе, необходимо развитие у подрастающего поколения тех базовых умений, которые позволили бы им получать, воспринимать, посылать и анализировать новую информацию.
Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться.
Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать, им с трудом удается внимательно слушать других. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Как организовать взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой? Как научить их сотрудничать?
Воплощению этой идеи помогает учебное сотрудничество, направленное на то, чтобы дать ребенку уверенность в успехе. Благодаря данной технологии дети учатся взаимодействовать в коллективном труде со сверстниками и педагогом, активно сотрудничать, самостоятельно добывать знания.
Кооперация, учебное взаимодействие, партнерство, учебный диалог, учебная деятельность, коммуникативная педагогика — это все синонимы учебного сотрудничества.
Групповая форма организации учебного сотрудничества — это организация таких учебных занятий, при которых перед определенной группой школьников ставится единая познавательная задача. Оптимальной является группа численностью 2–6 человек, поскольку в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех ее членов.
Использовать технологию учебного сотрудничества лучше начинать ещё в группе дошкольной подготовки. Совместно с психологом проводить занятия по темам «Умеем ли мы общаться», применяя так называемые игры на общение:
‒ игры-приветствия (с комплиментами, с передачей мяча);
‒ передача объекта с использованием мимики и пантомимы;
‒ игры «Бабушкин сундук», «Паутинка».
В конце учебного года в группе дошкольной подготовки проводится тест для исследования навыка сотрудничества. Каждая пара получила лист с контуром рисунка, на котором изображены отдельные элементы, контуры. Инструкция: Ребята, художник начал рисовать картину, но не закончил ее. Вам сейчас предстоит дорисовать картину. Эту работу вы будете выполнять в паре. Каждый из вас должен принять активное участие. После выполнения задания учитель просит детей оценить выполненную работу.
Диагностика показывает, что все дети в той или иной степени могут договориться между собой.
В начале 1 класса проводится диагностика по методике
«Рукавички», с целью выявить возможность ребенка вступать в сотрудничество со взрослым, наличие умения обратиться за помощью к учителю.
По результатам деятельности разделили детей на 3 группы:
1 гр. — дети, создавшие похожие пары рукавичек.
2 гр. — дети, у которых рисунки на рукавичках совпали, но пары не создались из-за того, что рукавички были либо обе на правую руку, либо обе на левую.
3 гр. — дети не создавшие общую пару рукавичек.
Изучив результаты, мы обратили внимание на то, что учащиеся могут договориться между собой, вступают во взаимодействие с учителем. Поэтому пришли к выводу, что нужно чаще использовать технологию учебного сотрудничества на уроках математики, в частности при изучении раздела «Арифметические действия». Это объясняется не только значимостью вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе, но и их практической необходимостью в жизни людей.
Чаще всего на уроке мы используем общение в паре: в каждый момент общения говорящего слушает только один человек. Работа в парах позволяет развивать у учеников самостоятельность и навыки общения.
Парную работу использовали в 4-х видах.
Статическая пара. (Соседи по парте). На первом подготовительном этапе шла подготовка карточек с заданиями. Карточек готовилось столько, сколько учеников в классе.
После того, как дети научились работать в статических парах, начинаем переходить к обучению в динамических парах. Происходит объединение четырех учеников, сидящих за двумя партами. (Работа в четверках: по горизонтали, по вертикали, по диагонали).
При работе динамических пар используем «Блок- схемы».(взаимосвязь с окружающим миром).
Работа в парах сменного состава. (Игра «Ручеек», «Хоровод»).
Например, ученикам 1-го варианта даются карточки с примерами на умножение (или на 2, или на 3 и т. д.) Ученикам 2-го варианта — аналогичные карточки на деление. Дети 1-го варианта сидят на месте,а дети 2-го — передвигаются согласно схеме.
Игра «Хоровод» очень нравится детям, но проводится нечасто из-за большого количества детей в классе.
«Учителя» держат карточку. По команде «Обсуждаем» «ученики» читают пример и решают его. «Учителя»- проверяют и поднимают вверх руку- знак того, что задание выполнено верно, когда руки у всех подняты звучит команда «Переход хода». Так продолжается до тех пор, пока каждый не придет к исходному партнеру, потом меняются местами.
Использование технологии учебного сотрудничества способствует улучшению межличностных отношений в классе. При изучении уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной задаче по методике «Ковер» группам предлагалось изготовить один общий ковер. По окончании работы была организована выставка ковров, в ходе которой дети давали название своему изделию и анализировали свою работу. Было видно, что дети смогли договориться и добиться поставленной цели.
Следовательно, технология учебного сотрудничества оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации, способствует развитию мышления, коммуникативных способностей, работая в группе, ребенок учится объективно оценивать собственную работу и работу своих сверстников.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373(с изменениями).
- Аванова Т. В. Формирование партнерских отношений в начальной ступени гимназии «Универс». Красноярск, 2010
- Аспекты модернизации российской школы. М 2001 –С75.
- Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. — Ярославль, 1991.
- Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1993.- № 3–4.