Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, условия формирования КУУД
Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, — формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обусловило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации учебного процесса и определения педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Таким образом, на уровне начального общего образования должны быть созданы педагогические условия формирования КУУД обучающихся начального общего образования. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Коммуникативные УУД включают две группы умений:
‒ это умение строить продуктивное взаимосотрудничество со сверстниками и взрослыми -в парах, группах, в командах.
‒ общие умения коммуникации-работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли…
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений. Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие ученые показали, что всякое умение формируется в деятельности. Развёрнутое описание даётся и в теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина о том, что эта теория носит деятельностный характер. Гальперин широко понимает обучение: условно — это любая деятельность, поскольку тот, кто её выполняет, получает новую информацию и умения и при этом получаемая им информация обретает новое качество. В деятельности, выполняемой учащимися, Гальперин выделяет три стороны: ориентировочную, исполнительную, контрольную.
В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет сотрудничество обучающихся между собой.
Первое условие формирования какого-либо умения: ребёнок должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением.
Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося. Это утверждали в своих работах В. В. Давыдов,М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман. Только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что делает возможным освоение новых знаний и умений. Вторым условием формирования умений является создание в учебном процессе возможности для осуществления рефлексии каждого обучающегося над ходом освоения им того или иного умения.
Третьим условием для успешного формирования умения является усвоение целостного умения от частного к общему. Чтобы обеспечить процесс формирования умения, необходимо проанализировать его структуру, чётко представить из каких элементов оно складывается, определить наиболее целесообразную последовательность отдельных элементов.
Четвертым условием является формирования умений является регулярность и распределение во времени. Освоение умений происходит путём многократного повторения упражнений.
Пятое условие — это положительная мотивация к выполнению, применению заданий. Для создания мотивации важно, чтобы тренируемое умение было включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для обучающегося, ученик должен знать результаты выполнения действия, понимать общий принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие.
Данные условия могут быть последовательными шагами в деятельности учителя. Опираясь на понятие коммуникативные универсальные учебные действия, уточним специфику их формирования. Сущность процесса формирования КУУД у младших школьников заключается в целенаправленном последовательном обеспечении:
1) регулярной, распределённой во времени деятельности включенности учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса;
2) постановки в соответствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации обучающихся- в совместном обсуждении учащегося с учителем.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является наиболее благоприятным периодом и требует от педагога создание особых педагогических условий учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 99с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст]/ Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2004.
- Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [Текст] — М.: 2008.