Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

III международная научная конференция «Филология и лингвистика: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, ноябрь 2018)

Дата публикации: 24.10.2018

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Фомина, А. К. Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения / А. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/313/14589/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Ключевые слова: иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, учебная деятельность, личностный результат обучения.

Повышение качества российского образования и достижения новых образовательных результатов является главной задачей ФГОС 2-го поколения. ФГОС 2-го поколения представляют особые требования к результатам освоения образовательных программ. Учитывая государственные, общественные и индивидуальные потребности в соответствии с основными задачами образованиями результаты имеют четкую структуру: личностные, метапредметные и предметные.

В настоящее время стремительно актуализируется значимость языков, что неизбежно влечет изменения не только в методике преподавания, отборе содержания программы, но и в требованиях к результатам обучения английского языка. Одним из главных назначений изучения английского языка состоит из формирования иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Личностный результат обучения английскому языку предполагает формирование мобильности личности, которая легко адаптируется в другой стране, культуре, умение ориентироваться в окружающем мире, опираясь на знания английского языка, развивая навыки межличностного сотрудничества.

К результатам освоения образовательной программы согласно требованиям ФГОС ООО личностные результаты должны отражать:

  1. формирование толерантного и дружелюбного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира в развитии национального самосознания;
  2. совершенствование и формирование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
  3. создание основы для формирования мотивации и интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения иностранным языком;
  4. формирование способности и готовности обучающегося к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  5. освоение социальных норм, ролей и правил поведения в обществе с учетом региональных, социальных, этнокультурных, экономических и политических особенностей;
  6. формирование ценности безопасного и здоровье сохраняющего образа жизни.

Для формирования личностных универсальных действий (гражданской идентичности личности, уважения и толерантности к другим народам и странам, компетентности в межкультурном диалоге) необходимые условия создает знакомство обучающихся с историей, традициями и мировой культурой.

К учебной деятельности применительно три вида личностных действий:

а) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

б) смыслообразование — установка связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом учения;

в) нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Для достижения личностных результатов в учебной программе по английскому языку введены соответствующие темы, разнообразные по содержанию и форме, тексты, упражнения, задания и т. д.

Н. В. Соловова предлагает следующие технологии формирования личностных компетенций:

Урок: традиционный, провокационно-проблемный, беседа, визуализация, дискуссия, консультация, групповая консультация, с применением техники обратной связи, с разбором конкретных ситуаций.

Неимитационные активные методы: эвристическая беседа, соревнование, круглый стол, конференция, выездные занятия с тематической дискуссией, олимпиада, практические групповые и индивидуальные упражнения, решения задач, семинары.

Имитационные методы (неигровые): ситуационные решения, решения отдельных задач, обсуждение разработанных вариантов, конкурс практических работ с обсуждением, кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, письменные работы, дискуссии, моделирование, проектирование, методы группового решения творческих задач, применение затрудняющих условий, тренинг, лабораторные работы, исследовательская работа, практика, выездные занятия, экскурсии, контекстной обучение, групповое решение творческих задач.

Имитационные (игровые): мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, оргдеятельностные игры, проблемно-деловые игры, блиц-игра, дидактические игры, метод развивающей кооперации, игровое проектирование, круглый стол, дискуссия, диспут, дебаты, форум, симпозиум, имитационный тренинг.

Интерактивные методы: интерактивная лекция, использование и анализ видео-, аудиоматериалов, практическая задача, кейс-метод, разбор ситуаций из практики участника, ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи), работа в малых группах, групповая дискуссия соревнование, тестирование, экзамен с последующим анализом результата и другие [8].

Интерактивное обучение — это обучение, основанное на взаимодействии всех обучающихся вместе с педагогом. Интерактивные методы относятся к личностно-ориентированному и компетентностным подходам. Педагог в этом случае выполняет роль организатора процесса обучения, создателя условий для проявления инициативы студентов [8].

При формировании общекультурной компетенции «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» на занятиях по иностранному языку используются следующие методы и технологии обучения [1].

М. С. Филимонова отмечает, что преподавание иностранного языка основано на междисциплинарной основе, направлено на развитие коммуникативной, когнтитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенции обучающихся [9].

К. М. Левитан отмечает, что обучающиеся не осознают значение линвистического образования, так как для них язык выступает только средством общения. В то время как язык выполняет роль проводника профессиональных знаний в процессе формирования коммуникативной компетентности. Знание языка родного и иностранного демонстрирует уровень интеллектуального и духовно-нравственого развития личности, ее способность к самореализации и самосовершенствованию, отражает уровень социального и профессионального общения [5].

Обучение иностранному языку основано на аксиологическом, личностно-деятельностном и компетентностном подходе, включает: грамотное владение устной и письменной речью на русском и иностранном языках, адекватный перевод текстов, участие в межкультурном диалоге, критическую рефлексивность к получаемой информации, культуру речи [5].

Т. В. Куприна предлагает использование портфолио в обучении иностранному языку. Портфолио оформлено в виде разделов. Каждый раздел сопровождается занятием, которое интегрирует практику формирования навыков слушания, говорения, письма, чтения, грамматические и лексические аспекты в контексте темы портфолио. Все эти средства коммуникативного метода направлены на личную деятельность обучающегося [4].

Широко распространен метод выполнения межкультурных страноведческих проектов. Цель проекта: расширить и углубить знания о странах изучаемого языка, совершенствование навыка и умений общаться на языке межкультурного общения.

Таким образом, мы рассмотрели особенности содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

Литература:

  1. Абрамова Н. В., Ессина И. Ю. Инновационные стратегии в билингвальном обучении. // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. — 2014.- № 6. — С.345–349
  2. Государственная программа развития образования на 2013–2020 годы [Электр.ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/pages/view/id/6
  3. Еремеева Г. С. Особенности организации образовательного процесса в высшей школе в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов нового поколения [Электр.ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 5. С. 163–167. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56183.htm.
  4. Куприна Т. В. Иностранные языки и литература в современном международном образовательном пространстве. Сборник материалов III Международной научно- практической конференции. Екатеринбург, 2009. с. 88- 94.
  5. Левитан К. М. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2014. № 10. С.98–105.
  6. Ломакина Г. Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка/Г. Р. Ломакина//Человек и образование. — 2012, № 2. — С.83–86.
  7. Соболев А. Б. О модернизации образовательных стандартов. [Электр.ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов Высшей школы. — Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/pages/view/id/6
  8. Соловова Н. В. Формирование и оценка компетенций. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015.79с.
  9. Филимонова М. С. Современные пути и средства билингвальной подготовки будущих специалистов.// Альманах современной науки и образования. 2011. № 12. С.123–125
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 19.10.2018
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, личностный результат обучения, учебная деятельность, иноязычная коммуникативная компетенция, групповое решение, круглый стол, межкультурное общение, межкультурный диалог, результат освоения.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...