Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самостоятельной работы, которая, в свою очередь, является одной из важнейших составных частей воспитательного и образовательного процесса. Цель статьи: характеристика особенностей организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Ведущий подход — системно-деятельностный. В статье описана роль и место самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам; рассмотрена структура организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения продуктивному виду иноязычной речевой деятельности (монологическое высказывание). Сделана попытка методически обосновать пути реализации внедрения самостоятельной работы в учебную деятельность. Область применения результатов — организация самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам.
Ключевые слова : процесс обучения, самообразовательная компетенция, самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка.
Введение. Объектом нашего исследования в данной статье является процесс обучения школьников иноязычному говорению. Предмет исследования — методические рекомендации по организации самостоятельной работы при активизации продуктивных видов иноязычной речевой деятельности.
В свете языковой и образовательной политики, нашедшей отражение в «Федеральных государственных образовательных стандартах», «Меморандуме непрерывного образования» и других документах можно отметить необходимость интенсификации самостоятельной работы. Вопросами организации самостоятельной работы занимались такие ученые, как Э. Г. Азимов, О. А. Гаврилюк, А. А. Колесников, Н. Ф. Коряковцева, А. Н. Щукин и другие.
Организация самостоятельной работы школьников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности подтверждается ФГОС среднего общего образования, его методологическая основа, системнодеятельностный подход, направлены не на обеспечение формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, а к «портрету выпускника школы», к которому относится такое качество, как мотивированность на получение образования и самообразование в течение всей своей жизни. Данные факты подтверждают необходимость организации самостоятельной работы обучающихся в процессе овладения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности. [4, с. 3].
Мы предполагаем , что развитие навыков самостоятельной работы при овладении иностранным языком при обучении монологической стороне говорения достигается лишь при поэтапной ее организации, когда учащийся сам постепенно овладевает приемами самостоятельной учебной деятельности.
В большинстве случаев с самостоятельной работой ассоциируются в основном упражнения на чтение, языковые упражнения, в практике присутствует мало коммуникативных заданий для самостоятельной работы. Однако вопрос использования самостоятельной работы при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности в методической литературе исследован недостаточно.
Налицо противоречие между обучением иностранному языку в школе, которое, как правило, проходит с использованием фронтальной формы работы на уроке, и необходимостью интенсификации самостоятельной работы обучающихся. Изложенное противоречие определило актуальность статьи и позволили сформулировать его проблему: каковы методические основы и практические пути реализации организации самостоятельной работы при обучению монологическому высказыванию.
Целью статьи является характеристика особенностей организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения монологической речи. Для достижения заявленной цели решались следующие задачи:
1) представить понятия «самообразовательная компетенция» и «самостоятельная работа»;
2) изучить роль, требования и классификацию видов самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка;
3) изучить приемы организации самостоятельной работы в процессе обучения говорению на средней ступени обучения.
Ведущий подход. Ведущий подход, на который мы опираемся в данной статье, это системно-деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина. Именно данный подход позволяет выделить результаты воспитания и обучения, что создает непосредственную возможность самостоятельного усвоения новых знаний и умений.
На первом этапе исследования, при решения первойзадачи, было изучено ключевое понятие данной статьи — термин с амообразовательная компетенция , который определяется как качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах [13, с. 51].
Исследование понятия самостоятельная работа привела нас к следующим выводам: 1) самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности; 2) ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [3]; 3) выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [2, с. 15].
Что касается обучения иностранному языку, то тут нельзя не отметить определение, данное Э..Г. Азимовым и А. Н. Щукиным, которые считают, что самостоятельная работа — это такой вид учебной деятельности, в ходе которого обучающиеся выполняют предложенные задания и упражнения без непосредственного контакта с преподавателем, либо данный процесс управляется преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы. Авторы делают акцент на то, что обязательным звеном процесса самостоятельной работы является индивидуальная работа обучающихся, опирающаяся на установку, заданную преподавателем или описанную в учебном пособии, программе обучения. Также, необходимо сказать и о том, что раскрывая определение понятия, учёные выделяют такую особенность самостоятельной работы, как возможность её проведения как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме [1, с. 286].
Перейдем к решению следующейзадачи статьи и на втором этапе опишем виды и структуру организации самостоятельной работы. Н. Ф. Коряковцева в своих трудах предлагает следующие виды самостоятельной работы по иностранному языку):
1) самостоятельная работа над языковым материалом в целях накопления языковых средств;
2) работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;
3) самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами;
4) самостоятельная речевая практика [7].
Нельзя не отметить, что организация самостоятельной работы при обучении любой форме иноязычного говорения на уроках всегда должна учитывать готовность учащегося к этому виду деятельности. В методической науке различают следующие виды готовности: мотивационная готовность; интеллектуальная готовность; лингвистическая готовность; коммуникативная готовность; готовность к осознанной и рациональной самоорганизации.
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка может осуществляться в двух направлениях. Первым направлением является использование разного рода памяток. Второе направление — это использование специальных упражнений, развивающих самостоятельность учащихся при овладении иностранным языком.
Наконец, на последнем этапе исследования представлен результат решения заключительной задачи статьи — приведён фрагмент методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся в процессе их обучения монологической речи.
Здесь разрабатывается специальная система упражнений, которая зависит от этапа самостоятельной работы: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий этапы [9].
Так, репродуктивно-подражательный этап самостоятельной работы предполагает выработку приемов анализа и группировки учебного материала. Для этих целей используются языковые упражнения, то есть такие упражнения, при выполнении которых внимание учащихся сосредоточено на овладении способом выполнения грамматического действия. Главным признаком таких упражнений является отсутствие коммуникативности и ситуативности.
Поисково-исполнительский этап самостоятельной работы характеризуется использованием приемов языковой и смысловой трансформации. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и подразумевает под собой применение таких упражнений как трансформационные (видоизменение лексико-грамматических форм) и репродуктивные. Также на данном этапе активно применяются комбинированные упражнения (т. е. упражнения, направленные на составление высказывания по определенному структурному скелету).
Творческий этап самостоятельной работы предполагает обучение приемам выражения собственных мыслей в ходе выполнения речевых упражнений. Данный уровень связан с развитием умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач в устной речи. Например, подготовить сообщение на определённую тему, высказать свое отношение к содержанию прочитанного или прослушанного теста, ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста.
Успех в выполнении этих упражнений зависит от наличия памяток. Цель памяток заключается в осознании цели работы. Памятки помогают учащимся освоить действия, обеспечивающие понимание текстов. Отработка содержания самой памятки начинается на уроке и ведется на небольшом учебном материале первоначально с помощью преподавателя, а затем под его наблюдением. Овладев навыками пошаговых действий под контролем учителя, учащиеся могут работать дома самостоятельно, а памятки осуществляют опосредованное руководство его самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком [14].
Результаты исследований, их обсуждение. Изучение методических основ и практических путей реализации обучения самостоятельной работе, представленных в трудах отечественных педагогов и методистов в области преподавания иностранных языков, позволило нам сформулировать ключевое понятие статьи. О рганизация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иноязычному говорению — это такой вид работы, в ходе которого обучающиеся выполняют задание по построению монологического или диалогического высказывания, опираясь на установку, заданную преподавателем посредством памяток, которые осуществляют опосредованное руководство его самостоятельной деятельности по овладению определенным видом речевой деятельности.
Новизна данного исследования заключается в разработке методических основ и практических путей реализации по внедрению самостоятельной работы при обучении монологической стороне говорения в образовательный процесс. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что в ней представлено теоретическое обоснование целесообразности внедрения приемов самостоятельной работы при обучении говорению. Практическаязначимость — в разработке комплекса упражнений, способствующих активизации самостоятельной работы при обучении монологической речи.
Выводы . Обоснование новизны, теоретической и практической значимости исследования находит отражение в следующих выводах.
- Структура организации самостоятельной работы при обучении монологической стороне говорения состоит из 3 этапов, в которые включены репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий этапы.
- Организация обучения с учетом активизации навыков самостоятельной работы строится последовательно: повышение обьема заданий и их усложнения, изменение способов инструктирования и уменьшением объёма помощи со стороны учителя, контроль и самоконтроль.
- Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения их иноязычному говорению способна создать условия для эффективного овладения ими самообразовательной компетенцией и коммуникативной компетенцией, поскольку способствует развитию познавательной самостоятельности, мотивационной сферы, интеллекта, интересов, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.
Область применения результатов исследования — процесс обучения учащихся средней школы иноязычному говорению.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- 2.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
- 3.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос», 2000. 384 с.
- Иванова А. А. Организация самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Екб., 2018. 143с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9421/2/2018ivanova.pdf (дата обращения 07.02.2022)
- 5.Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб: КАРО, 2005. 208 с.
- 6.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 265 с.
- 7.Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: Аркти, 2002. 173 с.
- 8.Коряковцева Н. Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа): диссертация. … доктора пед. наук: 23.01.04. М., 2003. 426 с.
- Малышева А. Н. Организация и контроль самостоятельной работы учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе: диссертация... кандидата пед. наук: М., 1987. 172 с.
- 10.Пассов, Е. И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея. М.: Академия, 2006. 470 с.
- 11.Рогова Г. В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся // Иностранные языки в школе. 1980. № 5. С. 25–31.
- Тамбовкина Т. Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая языкового самообразования // Иностранные языки в школе. 2005. № 5. С. 76–80.
- 13.Фомина Е. Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии // СПО. 2006. № 12, С.50–52.
- Потапова Н. В. использование самостоятельной работы как средства развития коммуникативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка. К., 2009. 27с. URL: https://studylib.ru/doc/2211070/ispol._zovanie-samostoyatel._noj-raboty-kak-sredstva-razvitiya (дата обращения 06.02.2022)