Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 13.03.2020

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Ганиев, М. М. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся / М. М. Ганиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/301/67202/ (дата обращения: 15.11.2024).



Вданной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ресурс и один из его видов библиотека электронных наглядных пособий, их цели, задачи, компоненты и содержание. Обоснованы и определены возможности применения средств информатизации в учебном процессе в рамках курса «Преподавание русского языка при помощи ИКТ и развития устной и письменной речи» для академических лицеев. В статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТ-компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования. Приведен материал, отражающий формы, методы и приемы использования ИКТ, способствующих повышению эффективности обучения русскому языку.

Ключевые слова: технология, развития, образовательный процесс, внедрения

}}}

This article discusses information and communication technologies, their classification and characteristics, since the creation and development of the information society implies their widespread use in education. A digital educational resource and one of its types of electronic visual aids library, their goals, objectives, components and content are described. The possibilities of using informatization tools in the educational process in the framework of the course “Teaching Russian with ICT and the development of oral and written speech” for academic lyceums have been substantiated and identified. The article reveals the components of the concept of the formation of ICT competence of a teacher in the system of professional and pedagogical education. A material is presented that reflects the forms, methods and techniques of using ICTs that contribute to improving the efficiency of learning the Russian language.

Keywords: technology, development, educational process, implementation

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Русский язык — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей усвоения русского языка.

Долгое время я скептически относилась к внедрению ИКТ в учебный процесс, считая, что они умаляют роль преподавателя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер — первый помощник и советчик преподавателя.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Целью моей деятельности является развитие интеллектуальных способностей учащихся через внедрение ИКТ в учебный процесс — на уроки русского языка. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

− Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету.

− Обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.

− Развивать познавательную активность

− Содействовать творческому развитию каждого учащегося

Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы — разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, аудиозаписей, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т. д.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

  1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
  2. закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
  3. система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  4. самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
  5. тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).

Внедрение информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, уроках контроля. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся.

С начала этого учебного года я в пятом классе работаю по учебнику А. Д. Шмелёва, входящему в систему «Алгоритм успеха». Учебник нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. К учебнику прилагается компакт — диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к отдельным заданиям. Такой вид работы помогает развивать устойчивое внимание у учащихся, логическое мышление и интеллектуальные способности. Поскольку диски есть у каждого учащегося, это позволяет проводить такую работу и дома, тем самым формируя навыки самостоятельной работы, прививая им исследовательские навыки и умения использовать в учебной деятельности рациональные обобщенные способы или приемы применения знаний в различных усложненных условиях. Очень важны задания с последующей проверкой, так как активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при проверке объясняют орфограммы, пунктограммы, затем на слайде появляются правильные буквы, учащиеся ещё раз проверяют правильность написания.

Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню, а также получить оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.

Задачи, стоящие перед преподавателем — словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Действительно, использование ИКТ на уроках русского языка дает возможность воздействовать на три канала восприятия ребёнка: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках — повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных способностей детей. Безусловно, компьютер не заменит преподавателя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами.

Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверен, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Поэтому стараюсь планировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Литература:

  1. Абрамян М. Э. «Информатика и ИКТ в курсе школы». Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009;
  2. Беккерман Е. Н. Компьютерные инструменты в образовании. — СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2007;
  3. Беляева С. В., Челак Е. Н. EXCEL: от простого к сложному // Компьютерные инструменты в образовании. — СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 1998, № 6;
  4. Бутиков Е. И. Безопасность детей в Интернете — М.: Корпорация Microsoft, 2006;
  5. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999–2000 гг. — М. — 2000;
  6. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999;
  7. Семёнов, А.Л. «Качество информатизации школьного образования»,-Санкт-Петербург,2005;
  8. Цветкова, М. С. «Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования», -М.: Дрофа, 2001;
  9. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». — М.: МИА, 1999; Интернет-издания:
  10. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ».
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ICT, ИКТ, учебный процесс, урок, учащийся, внедрение, дифференцированный подход, образовательный процесс, учебная деятельность.


Ключевые слова

технология, образовательный процесс, развития, внедрения

Похожие статьи

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Информационно-технологические аспекты обучения иноязычной речевой деятельности будущих специалистов транспортной отрасли

В статье дано обоснование необходимости формирования информационно-технологического компонента коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку будущих работников транспортной отрасли. Информационно-технологическая составляющая коммуникати...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования

В статье представлены особенности дистанционного и электронного обучения в сравнении с традиционным образованием. Изучены социальные особенности применения дистанционного образования и представлен опыт их применения в Республике Армения. Комбинирован...

Похожие статьи

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Информационно-технологические аспекты обучения иноязычной речевой деятельности будущих специалистов транспортной отрасли

В статье дано обоснование необходимости формирования информационно-технологического компонента коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку будущих работников транспортной отрасли. Информационно-технологическая составляющая коммуникати...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования

В статье представлены особенности дистанционного и электронного обучения в сравнении с традиционным образованием. Изучены социальные особенности применения дистанционного образования и представлен опыт их применения в Республике Армения. Комбинирован...

Задать вопрос