Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гиздулин, Э. Ф. Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе / Э. Ф. Гиздулин, З. Ш. Нуридинов, З. С. Аманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85203/ (дата обращения: 16.12.2024).



В эпоху глобализации и стремительного научно-технического прогресса дети воспринимают информацию иначе, чем это было еще двадцать — тридцать лет назад. Это факт необходимо учитывать при обучении учащихся. Особенностью обучения на современном этапе является необходимость применения игровых технологий, нестандартных подходов и приемов с целью удержания внимания детей, лучшей усвояемости материала и повышения мотивации для дальнейшего изучения определенного предмета, что, несомненно, влияет и на общий результат обучения.

Для реализации указанных выше задач наиболее эффективно сегодня зарекомендовали себя информационно-коммуникативные технологии, а применение технических средств обучения стали обязательным условием проведения любого занятия.

Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. В современной педагогике технические средства обучения (ТСО) — самое разработанное и перспективное средство. С помощью многообразия ТСО учебная информация преподносится обучающемуся и контролируется ее усвоение [2]. Учебная информация может быть представлена на мультимедийных слайдах, в кинофильмах, на симуляционных стендах, тренажерах и т. д. Каждое из перечисленных средств является самостоятельным источником информации и наглядностью обучения. Сегодня, все ТСО дифференцируют по функциональному назначению в 3 группы: информационные, контролирующие, обучающие

Вне зависимости от типа ТСО, к ним предъявляются различные требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические и т. д. [1] Функциональные требования говорят о том, что ТСО должны обеспечить нужные режимы работы: по громкости, качеству звучания, воспроизведения и т. д. Педагогические требования — требования о соответствии возможностей ТСО форме и методам образовательного процесса, согласующимися с требованиями ФГОС. Эргономические требования ориентируются на безопасность эксплуатации, удобство и простоту в работе, уровень шума и др. Эстетические требования говорят о необходимости гармонии формы, размеров, соразмерности, целостности композиции. Экономические требования сводятся к относительно невысокой стоимости при высоком качестве и долговечности ТСО. При сочетании вышеперечисленных требований к ТСО образовательные организации смогут укомплектовать ими большее количество классов и расширить диапазон применения этих средств на многих предметах.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов

На уроках по русскому языку информационные ресурсы применяются на всех этапах обучения:

— при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска);

— на этапе закрепления изученного материала (программы — тренажеры);

— при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы);

— для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т. д.

— при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля) [2].

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал [3]. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается и качество образования. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»). В работе можно использовать готовые программные продукты (методический комплекс, «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия» и др.). Диски виртуальной школы содержат теоретический и практический материал, вопросы для закрепления, задачи к уроку, тренажѐры, тексты. Следует отметить глубину анализа произведений, разнообразие материала, яркость подачи. Данный материал учитель может использовать по своему усмотрению, внимательно изучив и отобрав необходимое. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Интерактивные доски — комплекс оборудования, дающий возможность сделать процесс обучения ярким, наглядным и динамичным. Он позволяет охватить большой по объему материал, организовать проверки, вносить поправки и коррективы, делать комментарии, сохраняя материалы для дальнейшего корректирования.

Таким образом, применение современных технических средств обучения на уроках русского языка позволяет решить одну из важнейших задач обучения — активизация познавательной деятельности. Кроме этого, такое обучение задействует все основные сенсорные системы человека, повышает мотивацию к учению, даёт возможность индивидуализации обучения.

Литература:

  1. Алтухова О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы//Наукоград, 2016
  2. Примкулова С. Б. Методика преподавания русскаого языка в национальных группах с использованием технических средств обучения // Архивариус. 2020. № 3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkaogo-yazyka-v-natsionalnyh-gruppah-s-ispolzovaniem-tehnicheskih-sredstv-obucheniya (дата обращения: 21.04.2021).
  3. Федорова А. А. Современные информационные технологии в обучении русскому языку// Наука через призму времени, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, техническое средство обучения, требование, процесс обучения, урок, учебная информация.


Задать вопрос