Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы
Автор: Нурманова Алия Мырзабаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.02.2016
Статья просмотрена: 622 раза
Библиографическое описание:
Нурманова, А. М. Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы / А. М. Нурманова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9818/ (дата обращения: 17.12.2024).
Реформа общеобразовательных учреждений ориентирует учителя на повышение качества учебно-воспитательного процесса путем применения новых технологий. Эта проблема является актуальной во все времена. Каждый учитель перед подготовкой к уроку задается вопросом, как сделать урок интересным, увлекательным. Как с современными детьми говорить на современном языке? Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке — тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. Среди большого разнообразия педагогических технологий, приемов, в последнее время особый интерес вызывают методы с применением информационно-коммуникационных технологий, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. ИКТ способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения, в частности подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя свободно и готовы к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших средств.
В начале XXI века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения казахскому языку. Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т. е. возможность его повторения любым учителем. Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. В настоящее время программы, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. [1] Тестирующие программыкак способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по предмету, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. Долгое время мы, учителя, скептически относились к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, пришли к выводу о безграничных возможностях технологии. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования технологий на уроках в современной школе. Применение ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Более значимой становится роль в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся. Формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». [2] Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках казахского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но и вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым направляя учащихся к активизации познавательной деятельности, критического мышления. Учит высказывать предположения, анализировать полученную информацию, сравнивать, обобщать, аргументировать. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда слово учителя является недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Учащиеся, определяя свой уровень образованности и способности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средство достижения. Все это очень трудно. «А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способности, заложенных в каждом. Самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес познаний себя, жизни, мира…» (В. Ф. Шаталов). [3]
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
В своих презентациях к урокам казахского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Очень часто на уроках литературы использую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева и других великих классиков казахской литературы. Не удивительно, что чтение книг отошло на второй план.. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сабита Муканова «Ботагоз». Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.
В заключение хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально. Компьютер не может заменить учителя и учебник. Но они служат большим подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более результативной. Поэтому информационные технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. [4] Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование.
Литература:
- Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системышколы 2003. № 1.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, — М., Народное образование.2001
- Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивнымметодам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
- Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. 2008, № 8.
- Решеткина И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. М., 2000.