Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедрения практико-ориентированного обучения.
Ключевые слова: технологизация процесса обучения, бакалавры профессионального обучения, метод проектов, профессиональны компетенции, уровень сформированности.
Профессионально-педагогическое образование в Российской Федерации имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Оно ориентирует выпускников на содержание профессионального обучения по целой группе родственных рабочих профессий. Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере среднего профессионального образования, к выполнению профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов среднего звена, а также к осуществлению подготовки кадров на предприятиях, в организациях [1].
Требования к результатам подготовки бакалавров профессионального обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» выражены на языке общекультурных и профессиональных компетенций. Содержание профессиональных компетенций имеет в данном случае педагогический характер, так как обусловлено характером будущей в основном педагогической деятельностью. Любая педагогическая деятельность складывается из обучающей, дидактической, проектировочной, воспитательной, информационной и коммуникативной составляющих. Это один из инвариантов профессионально-педагогической деятельности, в которой профильная подготовка обеспечивает ее вариативность в плане подготовки по конкретной рабочей профессии. Это и определяет новый компонент содержания педагогической деятельности.
В нашей стране проблема результативности (эффективности) обучения активно разрабатывалась и разрабатывается на основе многих факторов: психологии учения, проблемности теории управления, концепций алгоритмизации обучения, управления познавательной деятельностью обучающихся, оптимизации обучения, научной организации педагогического труда. Поиск построения эффективного учебного процесса, который бы обеспечивал успех каждому преподавателю и обучаемому, продолжается.
Доминирующей характеристикой деятельности педагога при формировании компетенций обучаемых сегодня становится технологичность, означающая переход на качественную новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости.
Технология – это системная модель образовательного процесса, реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая планируемые результаты с поправкой на индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса.
Структура образовательного процесса в технологическом плане - это единство таких этапов как целеполагание, собственно обучение, контроль и коррекция. Образовательный процесс можно существенно усовершенствовать, если его проектировать по технологии, предложенной В. М. Монаховым, с соблюдением таких требований, как диагностичность и реалистичность целеобразования; целесообразная дозированность аудиторной (урочной) и внеаудиторной (внеурочной) деятельности обучаемых; скомпонованность коррекционного блока проекта учебного процесса, содержащего банк данных о типичных ошибках и затруднениях обучаемых и систему соответствующих рекомендаций; обязательность сопоставления планируемых, прогнозируемых и реально полученных результатов обучения при прохождении каждой учебной темы, то есть рефлексивно-оценочной деятельности по отношению, как к проекту учебной деятельности, так и к его реализации [3].
Метод проектов как интегрированная и структурированная педагогическая технология обучения может использоваться на всех этапах образовательного процесса при подготовке бакалавров профессионального обучения, но в нашей постановке его применение целесообразнее при изучении модулей дисциплин либо на завершающем этапе обучения при выполнении выпускной квалификационной работы.
В ходе реализации проектного метода возможно выявление уровня сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров в связи с возрастающим уровнем запросов, которые выдвигает перед ним современное общество. Эффективность, результативность, внутренняя и внешняя положительная мотивация деятельности будущего педагога профессиональной школы во многом зависит от того, насколько он компетентен в своей профессии и от того, насколько качественной является диагностика формирования профессиональных компетенций, что скажется в дальнейшем на профессиональной компетентности выпускника.
Педагогическая компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяет способность выполнять педагогические функции и является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности педагога [3]. Компоненты педагогической профессиональной компетентности:
Когнитивный компонент. Умения, отражающие содержание теоретической подготовки педагога: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные;
Операционально-деятельностный. Умения, составляющие содержание практической подготовки педагога: информационные, исследовательские, творческие, развивающие;
Личностно-мотивационный. Умения, связанные с психологической сферой личности: организационно-коммуникативные, перцептивные.
Обеспечивая технологизацию процесса подготовки бакалавров профессионального обучения, как взаимообусловленной деятельности студентов и педагога в рамках освоения содержания теоретического и практического обучения, нами предлагается использование метода проектов, позволяющего идентифицировать и реально представить проявление составляющих педагогической компетентности как результата сформированности профессиональных компетенций бакалавра профессионального обучения.
В процессе работы по методу проектов возможно оценка уровня компонентов педагогической компетентности путем экспертизы процесса создания проекта и продуктов, выполненных в результате его реализации [4].
Уровень аналитических умений оценивается через осмысление содержания (теоретических основ обучения и воспитания; федеральных государственных образовательных стандартов; курса дисциплины в целом и его отдельных разделов); нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения; установление межпредметных связей; способность к составлению текстов различного характера. Продуктом может быть разработка учебно-планирующей документации (авторская программа, рабочая программа по учебной дисциплине, календарно-тематическое планирование).
Прогностические умения включаютспособность осуществлять целеполагание; планирование собственной деятельности; планирование деятельности всей группы в целом и отдельного обучающегося в ходе образовательного процесса; определение надпредметных и предметных компетентностей по своей дисциплине; продуктом может быть проект учебной дисциплины.
Проективные умения предполагаютперевод теоретических знаний в плоскость решения педагогических задач (учет при определении содержания учебного занятия возможностей, потребностей и интересов студентов; отбор содержания, форм, методов, средств обучения в их оптимальном сочетании; учет при определении педагогических задач и содержания обучения своих личностно-деловых качеств); продуктом могут быть технологические карты занятий (планы занятий).
Рефлексивные умения связаны с анализом результатов своей деятельности и деятельности обучающихся; анализом эффективности применяемых форм, методов, средств обучения; продуктами могут быть: анализ, самоанализ урока, аналитические справки (анализ результатов текущего, промежуточного, итогового контроля, курсового и дипломного проектирования).
Информационные умения включают подбор материала в соответствии с учебными возможностями группы; логически правильное построение изложения материала; использование проблемного изложения; использование технических средств; использование ИКТ; способность работать с различной информацией; продуктом в данном случае может быть учебно-методический комплекс дисциплины (на бумажном носителе и в электронном виде).
Исследовательские умения базируютсянаосуществлении исследовательской деятельности; участии в экспериментальной, инновационной деятельности; продуктом могут быть научно-методические разработки, публикации в региональных и центральных педагогических изданиях, индивидуальные программы педагогических исследований.
Творческие уменияпредполагаютспособность к видению проблемы, ее формулировке и решению; создание, освоение и использование эффективных нетрадиционных методов и приемов организации воспитательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся; продуктом будут творческие работы студентов и преподавателей, участие преподавателей в работе мастер-класса.
Организационно-коммуникативные уменияпроявятся в установлении психологического контакта с группой; установлении эмоциональной обратной связи в процессе общения; соблюдении педагогического такта; владении педагогической техникой.
Перцептивные умения– этоглубокое проникновение в личностную сущность обучаемого, установление его индивидуального своеобразия.
Таким образом, изучение и оценка продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, выполненных в результате решения реальных профессионально-педагогических задач в рамках курсового или дипломного проектирования, а также в период педагогической практики, позволяет не только оценить уровень формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессиональной школы, но и дать им осмыслить цели и мотивы своей деятельности, дать возможность проявить способность самостоятельно решать задачи по организации и преобразованию образовательного процесса.
Литература:
- Романцев Г. М. Опережающее развитие профессионально-педагогического образования как фактор обеспечения национальной безопасности России / Г. М. Романцев, Е. М. Дорожкин, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. С. 43–51.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990. 119 с.
- Федулова М. А. Модульно-компетентностный подход при проектировании содержания подготовки бакалавров профессионального обучения / М. А. Федулова, К. А. Федулова // Инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: теоретический и компетентностный аспект: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Первоуральск, 25 апреля 2013 г. Первоуральск, 2013. С. 179–182.