Формирование коллективизма в туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 746 раз

Библиографическое описание:

Ильчуркина, В. В. Формирование коллективизма в туристической деятельности / В. В. Ильчуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67750/ (дата обращения: 19.11.2024).



Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими.

В психологической энциклопедии коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив отличается рядом важных признаков. Рассмотрим их.

  1. Общая социально значимая цель.
  2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
  3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
  4. Общий выборный руководящий орган.

Кроме названных качеств, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутри коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. [4]

Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А. С. Макаренко, которые давно и заслуженно стали классикой отечественной и мировой педагогики

По словам А. С. Макаренко «Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора». Центром педагогической теории А. С. Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую практику, понимая под ним определенную организацию детей. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». [5]

Эти качества он определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Общие и частные цели не должны противостоять друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться, как неудачи на общем фоне, как удача в общем деле.

Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии А. С. Макаренко:

− Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет...)

− Главный инструмент воспитания — коллектив

− Включение детей в совместную деятельность

− Принцип оптимистической веры в ребенка «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать»

− Принцип доверия

− Принцип сочетания высочайших требований и уважения «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».

− Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)

− Включение коллектива в систему широких социальных связей.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. В этом принципе реализуется требование коллектива — «один за всех и все за одного». [5]

Идею включения детей в совместную деятельность подхватил и продолжил И. П. Иванов.

Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики коллективного (совместного) творческого дела, создателем «педагогики сотрудничества», когда взаимодействие взрослых и детей опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [7]

Детский коллектив не может развиваться, двигаться вперед, если перед ним не стоит общая цель, которую все члены коллектива воспринимают как жизненно важную перспективу, ради которой они вступают в общение, объединяют свои усилия, преодолевают трудности. Реализуя стоящую перед ним перспективу, коллектив переходит в новое качественное состояние и приобретает возможность решать более сложные задачи. Перспектива, по сути дела, это та завтрашняя общая радость, которая, по словам А. С. Макаренко, стоит перед коллективом и делает его более крепким, дружным.

Определенно, коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях. Коллектив — явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л. С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. [4]

Социализация, социально — психическая адаптация ребенка с интеллектуальными нарушениями возможна в процессе взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом воспитанник усваивает механизмы, установки и нормы социального поведения, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. Поэтому целесообразно организовать воспитательный процесс в направлении, прежде всего, социального становления такого ребенка как личности, которая прижизненно формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности.

Важным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, творческих умений в доступных и разнообразных видах деятельности.

Коллективное творческое дело, как один из способов взаимодействие взрослых и детей, является важнейшим структурным компонентом методики формирование коллективизма, так как в процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов.

Во время планирования и организации КТД педагоги и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. [3]

Также одним из способов достижения поставленных выше целей является туристическая деятельность.

Туризм создает условия для необходимости позитивного взаимодействия друг с другом. Ведь умение поддержать в трудный момент, оказать помощь товарищу важно для понимания детьми нравственных аспектов командной игры.

Кроме того, туризм позволяет искусственно моделировать определенные трудные ситуации для формирования и закрепления у ребят навыков взаимодействия. Формирование коллективного взаимодействия успешно происходит в процессе организации походных тренингов различной направленности.

Тренинг общения — форма педагогической работы, имеющая цель — создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Всем эти требованиям отвечали такие тренинги, как «Круг дружбы», где каждый ребенок мог рассказать о себе самое хорошее (или не очень) и сокровенное. В начале приходилось подсказывать, направлять ребят на нужную тему. Они были замкнуты и стеснялись. Игры на командообразование также помогали воспитанникам узнавать друг друга поближе.

Походные тренинги предполагают умение работать в команде, позитивно взаимодействуя друг с другом. На протяжении всего времени проекта участники привлекались к командной работе.

Важно было способствовать свободному и позитивному общению участников проекта в процессе совместной деятельности, творческих конкурсов и досуговой деятельности, а также показать, как организовывать свое свободное время с учетом своих интересов: купаться, загорать, играть в футбол и волейбол и др. Если в начале участники всегда обращались с просьбой помочь организовать для них игру, то в следующие периоды они сами инициировали организацию своего досуга.

Важной корректировке подверглась эмоционально-волевая сфера — происходило обучение адекватному эмоциональному реагированию на различные воздействия со стороны окружающей среды, умению узнавать эмоции окружающих людей по внешнему их проявлению и корректировать свое общение с людьми в зависимости от наблюдаемых эмоций.

Командная работа невозможна без навыков позитивного взаимодействия. Во время совместной деятельности участники приобретали коммуникативные навыки и навыки культурного поведения.

Чтобы стать коллективом, группа воспитанников должна была пройти нелегкий путь качественных преобразований.

В начале становления коллектива прежде всего это были усилия педагога, стремящегося группу собравшихся вместе детей превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Все требования и предложения исходили от педагога. Проводя тренинги и мастер-классы приходилось полностью распределять обязанности между участниками проекта.

Со временем воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. На мастер-классах и тренингах уже стало меньше обид и ссор, которые как искра вспыхивали в начале совместной деятельности. Ребята помогали не слишком расторопным товарищам и старались закончить работу все вместе. Понимая важность психологической атмосферы для формирования коллектива педагогами, поощрялась даже небольшая удача. Создаваемая «ситуация успеха» стимулировала осознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — исключительно важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий.

В этом случае, когда участники выполняли коллективные задания, осознание серьезности работы, а также, возможно, нежелание потерять социальное признание значимых для них других людей, ребята старались действовать не торопясь, аккуратно. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив воспитанников постепенно становится средством развития социально важных качеств личности. Коллектив живет в постоянном движении. Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет будущего. Коллектив — всегда должен жить интересной творческой жизнью

В процессе развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Эти устойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Во время совместной деятельности участники приобретают коммуникативные навыки и навыки культурного поведения.

Традиции бывают большие и малые. Большие — это яркие массовые события: подготовка к мастер-классам и их проведение, в которых воспитывались чувства гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Традиционно вечером проводился «Круг дружбы», на котором участники должны были рассказать, как прошел их день, выразить оценку своим действиям, проанализировать, что получилось, а что нет. С каждым новым днем «Круг дружбы» проходил интереснее.

Таким образом, рассматривая способы формирования коллектива людей с интеллектуальной недостаточностью, понимаешь, что работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, зависящих от целенаправленной работы педагогов.

Действительно, как сказано выше, коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние эффективно использовалось в туристической деятельности в воспитательных целях.

Ведь именно через коллективную деятельность в туристических походах наши воспитанники на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремиться к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается — мешают субъективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться возможных успехов, преодолеть застенчивость, осмыслить свое место в обществе. Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Формированные «жизненных» компетенции у участников проекта в ситуациях, с которыми они сталкивались на походных тренингах, явилось мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей, укрепило веру в свои силы.

Социальное развитие, которое проходило в искусственно смоделированных ситуациях оказалось бесценным опытом для формирования и закрепления у ребят навыков взаимодействия понимание норм общественной морали.

Трудно переоценить важность сформированных компетенций у участников проекта, которые так необходимы для самостоятельной жизни. Воспитанники имеют возможность сами на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способными на разумный выбор, выработку самостоятельных действий. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Литература:

  1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М.: 1989. — 189 Игорь Петрович Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «Педагогика», 1989.
  2. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка / Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. — 368 с.; с. 196–218
  3. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: учеб. пособие для студентов учеб. заведений / под ред. Г. С. Макаренко. — М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1950. — 259 с.
  4. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978–142 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  6. Сластенин, В. А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / под. редакцией В. А. Сластенина. — 5-е издание. — М.: Академия, 2007. — 238с.
  7. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. — М.: Генезис, 1998. — 382 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллектив, совместная деятельность, член коллектива, отношение, участник проекта, значительное влияние, командная работа, культурное поведение, общая организация, общественное мнение.


Задать вопрос