Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Педагогика
23.10.2015
65
Поделиться
Библиографическое описание
Назарова, О. М. Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности / О. М. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 807-809. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22725/.

 

Деятельность, ее организация и влияние на развитие личности, является одной из основных психолого-педагогических проблем, так как она проявляет проблематику человеческой деятельности в целом. Это соотносимо с существующей потребностью в воспитании человека, способного к личностно комфортной, профессионально значимой и социально востребованной самореализации.

Формирование личности готовой к активной интерпретации социального опыта и умеющей при этом сохранить свою самобытность, является актуальной в связи с глубокими противоречиями, существующими в жизни нашего общества. Демократизация, гуманизация и усиление культуросообразности отношений побуждают личность проявлять социально активную позицию.

Рассматривая взаимосвязь категории деятельность и развития личности в профессионально-педагогическом аспекте необходимо анализировать взаимосвязь и взаимозависимость социального проявления личности в старшем юношеском возрасте и процесса ее современного учебного действия.

Результативность учебной деятельности констатируется с учетом вариативного соотнесения личностных новообразований юношеского возраста и его индивидуально-типологических особенностей в ситуациях дидактического взаимодействия преподавателей и студентов.

Учебная деятельность студентов должна организовываться на основе принципа свободного общения, которое предусматривает возможность равноответственного дидактического диалога, в котором основной составляющей является профессиональная компетентность будущего педагога.

На основе задачного подхода (Л. Ф. Спирин, В. В. Сохранов) [3] дидактический диалог осуществлялся в три основных этапа:

                    проведение диагностических действий показывающих готовность студентов к проблемно-поисковой и развивающей учебной деятельности;

                    постановка профессионально-педагогической проблемной ситуации;

                    игровое взаимодействие (Н. Е. Щуркова, С. А. Шмаков, В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанов) [3].

В процессе специально организованного дидактического взаимодействия расширяется состояние «свободы студентов», что определяет развитие их саморегуляционности и повышает значимость субъектности в дидактическом процессе высшей школы.

Рассматривая роль учебной деятельности в формировании опыта профессионального саморегулирования, и, основываясь на выводах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, можно выделить три уровня анализа проявления в учебном процессе человеческой сущности. [2]

На первом уровне сущность человека выступает как проявление его готовности к научению.

На втором уровне анализа проявления сущность личности в учебном процессе высшей школы реализуется как готовность студента к определенному (профессиональному) научению.

На третьем уровне сущность человека рассматривается в контексте его обучаемости по предметам психолого-педагогического цикла.

В ходе исследования процесса взаимовлияния необходимо учитывать двустороннюю взаимосвязь активности и деятельности.

Наличие в личностном тезаурусе такой характеристики как активность устремляет человека к проявлению устойчивого интереса к анализу и синтезу возможной самореализации, которая сензитивна, индивидуальна возрастным и половым особенностям личности. С другой стороны, деятельность на осознанном или подсознательном уровнях невозможна без проявления активности. Тем более, творческая деятельность, которая требует вариативной самореализации личности.

Это позволяет, с учетом результатов исследований К. К. Платонова, И. С. Кона, Г. И. Щукиной, утверждать необходимость «проблемности» в различных формах подготовки студентов.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашло подтверждение положение о взаимосвязи результативности учебного процесса и интенсивности проявления внешней и внутренней активности. [1] Проявление внешней активности, свидетельствующее об адаптационном уровне профессионального самоопределения, показывало отсутствие мотивации на самокоррекцию. Толерантность их педагогического проявления в 83,4 %, из числа зафиксированных, свидетельствует о безразличии учащейся молодежи к ситуативной результативности своего труда.

Опираясь на исследования И. В. Дубровиной, Б. Ф. Ломова, И. С. Кона, целесообразно рассмотрение взаимосвязи внешней и внутренней активности по отношению к качеству внутренней активности. Она показывает возможность включения студентов в процесс саморазвития следующих интегративных личностных характеристик: ответственность, активность, самостоятельность мышления и самоконтроль. [1]

Студентам в процессе семинарских занятий целесообразно рассматривать способ реализации тех или иных профессиональных умений (целеполагание, структурирование, содержательность, регулятивность, прогностичность, деятельностность). Необходимо так же учитывать факторы и условия формирования у студентов профессиональных умений (см. схему 1).

Анализ обозначенной взаимосвязи позволил определить три социокультурных условия, в значительной степени влияющих на исследуемый процесс. К ним были отнесены: культурологическая направленность обучения в высшей педагогической школе; целостность, технологичность и личностная ориентированность студентов и учет в обучении особенностей социализации студентов.

Таким образом, оценивания роль учебной деятельности в формировании у студентов опыта профессионального саморегулирования, можно утверждать, что:

  1.    Деятельность является корректирующим фактором эффективной организации этого процесса;
  2.    Учебная деятельность побуждает студентов к проявлению опыта профессионального саморегулирования в случае ее личностной ориентированности и технологичности;
  3.    Учебная деятельность формирует у студентов опыт профессионального саморегулирования, если она реализуется в форме дидактического диалога;
  4.    Учебный процесс педагогического университета формирует у студентов опыт профессионального саморегулирования, если студент объективно побуждается к проявлению профессиональных умений;
  5.    Дисциплины психолого-педагогического цикла формируют опыт профессионального саморегулирования в случае реализации следующих условий:

                    творческий характер учебной деятельности студентов;

                    деятельностное побуждение студентов к саморазвитию;

                    «задачность» учебной деятельности;

                    социопрофессиональная направленность дидактической самореализации студентов;

                    культурологическая направленность обучения в высшей школе;

                    целостность, технологичность и личностная ориентированность обучения в высшей школе;

                    соотношение образовательного процесса в высшей школе с особенностями социально-бытовой и профессиональной социализации студентов.

        студенческое самоуправление;

        способ организации жизнедеятельности;

        единство (по содержанию) педагогических требований;

        система личностно и общественно значимых целей;

        личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса.

 

        самостоятельность;

        самодисциплина;

        организованность;

        настойчивость;

        требовательность к себе;

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ

 

 

        жизнедеятельность в группе

        перспективность личностного развития

        формирование социализации профессионального опыта

        системы отношений в группе и взаимосвязи в коллективах

        саморазвитие «Я»

        групповая сплоченность

        честность и объективность, нравственная устойчивость

        коммуникативность

        принципиальность

        самокритичность

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Взаимозависимости факторов и условий, определяющих формирование профессиональных умений

 

Литература:

 

  1.                Дмитричева О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования: дис. … канд. пед. наук О. М. Дмитричева. — Пенза, 2002. -227 с
  2.                Назарова О. М. Особенности профессиональной саморегуляции педагога. / Молодой ученый. 2015. № 6(86). С.659–662
  3.                Сохранов В. В., Назарова О. М. Формирование опыта профессионального саморегулирования студентов педагогического вуза. — Пензенский государственный педагогический университет им.В. Г. Белинского. — Пенза, 2010. — 172с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 807-809):
Часть 8 (cтр. 747 - 863)
Расположение в файле:
стр. 747стр. 807-809стр. 863

Молодой учёный