К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности
Автор: Корниенко Елена Ревовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 4025 раз
Библиографическое описание:
Корниенко, Е. Р. К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности / Е. Р. Корниенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2418/ (дата обращения: 16.11.2024).
Приоритетной идеей образовательной деятельности высшей школы является формирование на основе системной организации образовательного процесса интеллектуально развитой личности, готовой к самореализации. Определяя приоритеты образовательной деятельности вуза, мы исходим из понимания образовательного процесса как организованной совместной деятельности педагогов и обучающихся, по достижению оптимальных для каждого студента результатов обучения, воспитания и развития.
Прогресс в образовательных и информационных технологиях позволяет говорить о необходимости применения инновационной системы преподавания в вузах, адаптированной к новым требованиям времени. Главной чертой новой парадигмы образования становится переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в стандартных условиях, к концепции образования, развивающего личность. Необходимо дать студентам основные знания о самом процессе обучения, сформировать навыки, которые помогут им в будущем находить, анализировать и синтезировать новую информацию, самостоятельно решать проблемы и задачи.
Основная цель такого подхода к образованию — «разбудить» в человеке творца, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи. Для достижения такой цели особенно актуальной становится проблема переноса акцента в обучении с деятельности преподавателя на деятельность студента.
Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение. Так, учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого субъект обучения приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему удовлетворять потребности интеллектуального роста и персонального развития. В свою очередь, обучение как педагогический процесс является процессом двусторонним, и процесс обучения в вузе не является исключением. С одной стороны, в нём выступает педагог, который излагает материал и управляет этим процессом. С другой стороны этого процесса выступают студенты, для которых дидактический процесс принимает характер учения, то есть активного овладения материалом.
В единстве преподавания и учения заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. Студент в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения, как субъект учебной деятельности. Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению: планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале, чёткую организацию упражнений по их формированию.
Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности является его умение выполнять всё её формы и виды. Однако по данным опроса студентов Северного государственного медицинского университета (СГМУ) г. Архангельска большинство из них не умеет слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Студенты не умеют выступать перед аудиторией, вести дискуссию, давать аналитическую оценку проблем. Опрос показал, что 28,5 % студентов стремятся хорошо учиться, а 61,6 % не всегда стараются, а 9 % не стремятся к хорошей учёбе. Изменить существующее положение дел поможет новый взгляд на принципы обучения, где центральным субъектом становится студент; их можно свести к следующим пунктам: студент берет на себя ответственность за свое обучение; студент активно участвует в обучении; преподаватель становится помощником и экспертом; в процесс обучения вовлекается предыдущий опыт студента; студент осознает личные цели и результаты обучения, делает упор на понимание и глубокое усвоение материала, а не на заучивание информации.
Следует отметить, что можно предоставить студенту выбор способов, времени и темпов усвоения материала, но намного сложнее предоставить ему выбор содержания и учебного плана, критериев оценки результатов учебной деятельности. В системе современной высшей школы большие возможности для осознанного выбора студентом изучаемого материала и учебного плана предоставляет использование модульно-рейтинговой системы, которая, в частности, широко применяется в СГМУ. Речь не идет о выборе образовательных маршрутов исключительно студентом. При составлении учебных модулей четыре аспекта должны учитываться в равной степени: потребности студента, потребности преподавателя, требования программы высшей школы. Причем все эти аспекты должны быть учтены в равной степени.
Отсутствие в педагогической литературе достаточно дифференцированного представления о составе учебной деятельности попробуем детализировать ее структуру. Учебную деятельность как один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов работы в процессе решения учебных задач мы представим через характеристику таких компонентов, как: саморегуляция, самооценка, целеполагание, планирование, принятие решения, самоконтроль, мотивация, успеваемость, контроль, коррекция. Безусловно, практически все выделенные компоненты структуры учебной деятельности имеют тенденцию к росту от 1 к 5 курсу, кроме коррекции и самоконтроля в общении. При этом происходят существенные изменения динамики на 3 курсе, на который приходится кризис перехода от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности, и 4 курсе, который является послекризисным периодом в разворачивании учебной деятельности. Минимальные показатели развития структуры учебной деятельности зафиксированы у студентов 1 курса, а максимальные — у студентов 5 курса.
Факторный анализ учебной мотивации студентов СГМУ 1–5 курсов позволяет выявить специфические особенности. Особенностью учебной мотивации студентов 1 курса является то, что мотив «получить диплом» не вошел ни в один из выделенных нами факторов, а у студентов 2 курса данный мотив входит в состав первого фактора структуры мотивации. На 3 курсе обучения в вузе мотивы «приобрести глубокие и прочные знания» и «получить интеллектуальное удовлетворение» не вошли в состав ни одного из выделенных нами факторов. А мотив «приобрести глубокие и прочные знания» повышает свою значимость в структуре учебной мотивации на 4 курсе. При этом мотив «не отставать от сокурсников» не вошел в состав ни одного из выделенных нами факторов. На 5 курсе происходит рост значения мотива «не отставать от сокурсников». В структуре учебной мотивации студентов 1–5 курсов также были выявлены свои специфические особенности: на 1 курсе обучения в вузе студенты максимально мотивированы, а на 3 курсе (этап кризиса) средние значения мотивации являются минимальными среди выделенных нами групп. В целом можно сказать, что к 5 курсу мотивация имеет тенденцию к снижению. На академическую успеваемость студентов 1 курса первостепенное влияние оказывает мотив «приобрести глубокие и прочные знания», на 2 курсе — «быть примером сокурсникам», на 3 курсе — «получить диплом», на 4 курсе — «быть постоянно готовым к очередным занятиям», на 5 курсе — «не запускать предметы учебного цикла». Отличительной особенностью множественного регрессионного анализа результатов, полученных от студентов 5 курса, является то, что количество мотивов, оказывающих влияние на академическую успеваемость студентов, увеличивается, хотя при этом общий уровень мотивации снижается.
Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная [ 1 ] выделяют несколько последовательных стадий этого процесс. Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. На этой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходит освоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей. Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадия направлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей. Третья стадия – самореализация в образовательном процессе; заключается в целенаправленном формировании личностных качеств и профессиональных умений. При этом обеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадии возрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видах деятельности. Сущность четвёртой стадии – стадии самопроектирования профессионального становления; состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремлённое преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества.
Остановимся подробно на тех формах учебной деятельности вуза, в которых и формируется студент как субъект учебной деятельности с учетом каждой стадии дидактического процесса: 1) слушание, осознание, усвоение: персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических и других занятиях: студентам, особенно на первом курсе, трудно воспринимать речевую информацию, так, например, по итогам опроса студентов СГМУ одни не умеют выделить главное, другие не успевают записывать. Для преподавателя важно в таких случаях чувствовать аудиторию и реагировать на затруднения студентов, изменять темп лекции, тембр и громкость речи, повторять и уточнять сказанное; 2) чтение, восприятие, переработка, усвоение письменной информации: студенту важно обучиться рациональному чтению, которое представляется научно обоснованной технологией, обеспечивающей чтение и персонификацию максимального объёма информации за кратчайшее время с минимальными затратами; 3) конспектирование: форма работы осуществляется студентами при прослушивании лекции и при чтении литературы. Существуют определенные способы конспектирования; 4) выполнение упражнений, решение задач: основная цель такой формы работы – формирование умений при изучении конкретных дисциплин. Отметим, что задачи и упражнения уместны по всем вузовским дисциплинам, они необходимы для развития аналитического мышления студентов, для развития их самостоятельности; 5) учебные исследования являются важнейшей формой работы, формирующей студента как субъекта учебной деятельности. К ним относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, различные проекты и др. Выполнение учебных исследований требует от студентов высокой степени самостоятельности и познавательной активности, способствует развитию умений ведения научного поиска и формированию аналитического мышления, а также пробуждает и углубляет интерес к той или иной науке; 6) выполнение творческих учебных заданий обусловливают умение мыслить и действовать самостоятельно, что является залогом успешности формирования студента как субъекта учебной деятельности.
Таким образом, особенностью сферы образования является то обстоятельство, что потребители образовательных услуг (обучающиеся) являются активными участниками процесса обучения, то есть субъектами учебной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность студентов в вузе включает в себя аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельную и учебно-исследовательскую работу студентов, учебные и производственные практики. Уровень развития учебной деятельности студентов рассматривается нами как важнейший познавательный ресурс обучающихся, во многом определяющий успешность освоения ими будущей профессии.
Литература:
Белошицкий, А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная. // Педагогика - 2006 - № 5. - С. 60-61.
Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00108.htm.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М., 1983. - 246 с.
Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологическая основа) / Н. Ф. Талызина. - М., 1984. – 184 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Х. Хекхаузен. - М., 1986. – 210 с.