К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников
Автор: Чикишева Ольга Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 1145 раз
Библиографическое описание:
Чикишева, О. В. К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2531/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современная школа переживает новый этап своего развития. В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования проходит личностно-ориентированная модель: подход к учащимся как полноправным партнерам в условиях сотрудничества [8, с.176].
Результативность модернизации общего и начального образования зависит от изменений, происходящих в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с передачи предметных знаний, умений и навыков на поддержку формирования общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, на преодоление учащимся трудностей, возникающих в ходе учебной деятельности. Эти изменения должны быть направлены на искоренение взгляда на ребенка как на объект педагогического воздействия, неспособного и неготового к «самовзращиванию» и требующего целенаправленной работы со стороны педагога по формированию качеств, значимых с социальной точки зрения, без учета индивидуальных характеристик [3,с.313]. В этой связи забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по развитию у него средств познания и развития своих сущностных сил, должны стать основой обновления содержания общего и начального образования. Для этого необходимо создание условий для построения каждым учащимся индивидуальной образовательной и как следствие – жизненной траектории, на основе которой формируется генеральная способность к самоопределению по отношению к культуре, обществу, миру, другим людям, самому себе. В образовательном пространстве должны создаваться условия для выращивания уникальности и неповторимости каждой личности, ее личной ответственности за свою судьбу, признания ею уникальности и неповторимости других людей.
Такой подход максимально актуализирует проблему качественного изменения на первичной ступени образования – в начальных классах: от того, как в этот период будет оказана помощь младшему школьнику в заложении основ личности, выстраивании системы нравственных ценностей, развитии основ учебной деятельности, интеллектуального развития – будет зависеть успешность личностного роста и выбор жизненного пути ребенком.
Сегодня перед учителями стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой. Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения?
В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления [4, с.124].
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:
занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;
для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им;
игнорируя литературные пристрастия учащихся младшего школьного возраста, можно на долгие годы «погубить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще [1, с.216].
Но, несмотря на существующую в методике теоретическую базу, вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает.
Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» [7, с.265].
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося [6, с.25,28].
Именно поэтому ФГОС нового поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
Воспитание интереса к чтению и книге;
Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран [5, с.63].
Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника – предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу. Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека [2, с.466].
ФГОС предлагает образцы учебной деятельности школьников, которые в полной мере должны использоваться в учебной и домашней деятельности обучающегося:
Чтение вслух и «про себя»;
Формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжительное чтение;
Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное чтение, перечитывание;
Эмоциональный отклик на прочитанное;
Обсуждение прочитанного;
Составление плана, схем, закладки и выписки, цитаты;
Пересказ полный, сжатый, выборочный;
Вопросы и ответы по прочитанному;
Коллективная драматизация художественных произведений;
Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»;
Игры с исполнением, сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.), исполнителя (слушателя или зрителя);
Работа с текстом: его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средствами выразительности);
Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкции);
Коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
Обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составлении памяток и алгоритмов.
Таким образом, новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям и аннотации, пользоваться оглавлением; при необходимости самостоятельно пользоваться справочниками, словарями.
Литература:
Актуальные проблемы обучению чтению в начальных классах / Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. М.: Педагогика, 1977. – 216 с.
Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса. СПб: Изд-во РГГГУ им. А.И. Герцена, 2005. – 466 с.
Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.–С.25.– 313 с.
Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. Тула: ООО Изд-во «Родничок», 2003. – 124 с.
Сборник нормативных документов: Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. – 63 с.
Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования // Начальная школа. 2002. – № 7. – С.24-29.
Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступит, очерков С. Соловейчик. М., 1985. – 265 с.
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. 176 с.