Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника

Научный руководитель
Педагогика
29.12.2024
35
Поделиться
Библиографическое описание
Жидкова, Ю. И. Формирование читательской самостоятельности младшего школьника / Ю. И. Жидкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121262/.


В статье автором рассматривается формирование читательской способности у учеников начальных классов, важнейшим элементом которого является самостоятельность в чтении. Это условие необходимо для полноценного развития их личности и успешного освоения учебного материала по разным дисциплинам.

Ключевые слова: читательская самостоятельность, условия формирования читательской самостоятельности, литературное чтение, младшие школьники.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников представляет собой ключевую задачу, которую необходимо решать в рамках начального образования, особенно в курсе литературного чтения. В современном мире дети рано начинают подвергаться влиянию медиа, что приводит к снижению интереса к чтению, особенно классической детской литературы. Чтение книг всё чаще вытесняется длительным просмотром телевизионных программ, а традиционные семейные библиотеки уступают место видеотекам, многочисленным телеканалам и компьютерным играм [3].

В начальной школе следует уделить особое внимание решению данной проблемы, ведь она рассматривается как один из главных факторов, способствующих формированию и развитию устойчивого интереса к литературе. В наше время вопрос развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста особенно актуален, поскольку наличие навыков индивидуальной работы с книгами является важной предпосылкой для интеллектуального и духовного становления личности, а также способствует речевому развитию ребенка. Занимаясь самостоятельным чтением, ученики учатся воспринимать художественные произведения в их целостности, эмоционально реагировать на сюжет, формировать собственное мнение о действиях литературных персонажей, аргументировать свои суждения по прочитанному и уважительно относиться к взглядам других. Сегодняшние школьники постоянно ищут нужную информацию, что требует умения работать с разными текстами, такими как публицистические и научно-познавательный.

Темы повышения и анализа самостоятельности чтения исследуются в трудах таких специалистов, как Р. Н. Бунеев, О. В. Джежелёва, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Светловская, О. В. Сосновская и ряд других методистов [1].

Недостаточно развитый навык чтения часто затрудняет успешное формирование читательской независимости у младших школьников. У таких детей, как правило, наблюдается нехватка интереса и желания проводить время с книгой наедине, а также обращать внимание на нее как на источник новых знаний и увлекательного досуга.

Учителю важно с одной стороны предложить ребенку произведения высокого литературного уровня, способные воздействовать на его душу и разум, с другой стороны — обеспечить формирование необходимых навыков и умений чтения. Важно осознавать, на каком основании развивается и укореняется читательская компетентность, как происходит процесс становления ребенка как читателя, и какие этапы обучения должен пройти младший школьник, прежде чем он станет настоящим любителем литературы.

Формирование интереса к чтению во многом зависит от правильно подобранного материала, организации учебного процесса, эмоциональной атмосферы взаимодействия и эффективного сочетания различных методов и приемов, используемых преподавателем. Учителю важно помочь каждому ученику воспринимать книги как собеседников, полезных и умных друзей. Необходимо научить детей различать их, «общаться» с ними и осваивать все тонкости чтения. Это поможет лучше понять себя и окружающий мир через книги-собеседники [5].

В педагогической литературе обозначаются различные возрастные стадии формирования интересов к чтению:

— В возрасте 6–7 лет интерес ребенка к книгам проявляется в желании и способности действовать самостоятельно. В этот период их внимание одинаково привлекают как стихи, так и сказочные истории или рассказы. Однако стихи и сказки они воспринимают гораздо легче, чем более сложные рассказы. Кроме того, так называемые «тонкие» книжки, наполненные иллюстрациями и содержащие меньший объем текста, они, безусловно, предпочитают более объемным изданиям [2].

— В возрасте 8–9 лет дети начинают активно интересоваться книгами о природе. Это связано с тем, что по мере взросления они стремятся занять роль более старших и ответственных, а мир природы — особенно животные и растения вокруг них — представляет собой ту сферу, в которой они чувствуют себя уверенно. Книги о животных и растениях привлекают малышей, поскольку позволяют им лучше понять окружающую действительность и научиться, как следует взаимодействовать с ней. Эти произведения не только удовлетворяют любопытство, но и вовлекают в изучение, что помогает детям осознать свою роль в этом мире.

— В возрасте 9–10 лет у детей ярко выражен общий интерес к человеческому обществу, к значимым историческим событиям, к выдающимся личностям, а также к приключениям и путешествиям, особенно если они имеют элементы фантастики или являются необычными.

Исходя из вышеизложенного, можно уверенно заявить, что эффективное развитие читательской грамотности у младших школьников возможно лишь при условии целенаправленного и постоянного сотрудничества учителя, учащихся и их родителей. Чтобы обеспечить младшему школьнику всестороннюю поддержку в становлении его читательской самостоятельности, педагогу важно фокусироваться не только на учащемся, но и на его близком окружении. Это может включать в себя организацию родительских митингов, посвященных вопросам детского чтения и интереса конкретных детей к книгам, а также проведение книжных выставок и других мероприятий. Такой подход поможет создать благоприятную атмосферу для формирования любви к чтению и поможет детям развивать навыки самостоятельного чтения в полноценном и поддерживающем контексте [4].

Занятия по литературному чтению и дополнительные чтения представляют собой ключевую часть работы, направленной на развитие самостоятельности в чтении у учеников начальных классов. Тем не менее, ребенку требуется всесторонняя поддержка не только со стороны учителя, но и родителей.

Литература:

  1. Джежелей О. В. Чтение и литература. 1–4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий. М.: Дрофа, 2005. 96 с.
  2. Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта // Начальное образование. 2004. № 3. С. 75–77.
  3. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Начальная школа. 2005. № 6. С. 56–59.
  4. Оморокова М. Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: Аркти, 1999. 140 с.
  5. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 65–68.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
читательская самостоятельность
условия формирования читательской самостоятельности
литературное чтение
младшие школьники
Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 394-396):
Часть 6 (стр. 381-453)
Расположение в файле:
стр. 381стр. 394-396стр. 453

Молодой учёный