Развитие учебной самостоятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 19.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Колосова, Е. М. Развитие учебной самостоятельности младших школьников / Е. М. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120873/ (дата обращения: 15.01.2025).



В статье автор исследует развитие учебной самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, младшие школьники, развитие, образование, обучение.

Учебная самостоятельность является одной из важнейших целей современного образования. В условиях стремительного развития технологий и изменений в социально-экономической среде становится необходимым формировать у учащихся способность к самостоятельному обучению.

Самостоятельность — это одна из ключевых черт характера [1], которая проявляется в умении ставить цели и упорно работать над их достижением, полагаясь только на свои силы. Это качество включает в себя ответственность, осознанность и инициативность как в повседневных делах, так и в сложных ситуациях, когда нужно принимать нестандартные решения.

Понятие «самостоятельность» встречается во многих психолого-педагогических источниках. Его можно найти как в работах современных педагогов и учёных, так и в трудах философов, относящихся к древним временам. Это свидетельствует о том, что проблема развития самостоятельности привлекает внимание уже давно.

Учебная самостоятельность способствует формированию навыков самоорганизации, а также повышает ответственность за результаты собственного обучения. Она помогает быть готовым к непрерывному образованию, что особенно актуально в современном мире.

Учебная самостоятельность — это способность ученика самостоятельно планировать свою учебную деятельность, решать поставленные задачи без постоянного контроля со стороны учителя, оценивать и корректировать свои действия, опираясь на анализ полученных результатов. Это не только практический навык, но и важное личностное качество, которое тесно связано с мотивацией, инициативностью и ответственностью.

Формирование учебной самостоятельности четко регламентировано в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Постановка целей — основа учебной самостоятельности. Учащийся должен уметь анализировать учебные задания, выявлять их ключевые аспекты и формулировать конкретные цели. Л. С. Выготский отмечал, что способность к самостоятельной постановке целей развивается в зоне ближайшего развития, где педагог сначала направляет ученика, а затем предоставляет ему возможность самому определять задачи [2].

Эффективное достижение учебных целей невозможно без выбора подходящих стратегий. Это может включать планирование, использование опорных схем, выделение главного в тексте, применение памяти и логического мышления.

Сущность учебной самостоятельности раскрывается через ее ключевые компоненты: мотивационный, когнитивный и рефлексивный.

Младший школьный возраст (6–10 лет) — это важный период в жизни ребенка, когда происходит активное формирование учебной деятельности. В этот период происходят значительные изменения в психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка, что непосредственно влияет на становление его учебной самостоятельности. Подходы и методы педагогического взаимодействия, используемые в этот период, должны учитывать эти изменения.

Учебная самостоятельность формируется наиболее успешно, когда учитель создает условия, способствующие развитию инициативности и ответственности. Одним из таких условий является использование проектной деятельности или игровых форм обучения. Значение дидактических игр, таких как сюжетные и соревновательные, подчеркивается в работах современных педагогов.

Процесс формирования учебной самостоятельности у младших школьников представляет собой сложный комплекс, зависящий от множества факторов. Современные исследования убедительно доказывают, что для успешного развития этой способности необходимо создание как внутренних, так и внешних условий, включающих психологические, физиологические и педагогические аспекты, а также социальные факторы.

Формирование учебной самостоятельности младших школьников тесно связано с особенностями их психического и возрастного развития. В младшем школьном возрасте (6–10 лет) происходят важные изменения в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах, которые создают базу для развития навыков самостоятельного обучения.

В этом возрасте у детей активно развиваются произвольное внимание и память, однако их объём и устойчивость пока ещё имеют свои пределы.

Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью и зависимостью от внешних оценок. Одобрение и поддержка взрослых существенно укрепляют их уверенность в своих силах, что является ключевым фактором для формирования самостоятельности. Однако страх ошибок и неуверенность могут стать серьёзным препятствием на пути к проявлению инициативы [3].

Учитывая когнитивные, эмоциональные и мотивационные особенности младших школьников, необходимо создать такие педагогические условия, которые будут стимулировать их развитие и постепенно приведут к переходу от внешней к внутренней учебной мотивации. Это может быть достигнуто благодаря использованию наглядных материалов, четких алгоритмов и эмоциональной поддержки, что поможет детям почувствовать уверенность в себе и развить навыки самостоятельного обучения.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Просвещение, 2004. — 512 с.
  3. Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях её развития // Проблемы современного образования. — 2018. — № 4. — С. 56–63.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная самостоятельность, самостоятельное обучение, младший школьный возраст, учебная деятельность, школьник.


Похожие статьи

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Теоретические основы формирования умственной самостоятельности младших школьников

В статье определяются основы формирования умственной самостоятельности младших школьников.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается описать особенности эстетической культуры старших дошкольников.

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья раскрывает значение воспитания духовно-нравственной личности в настоящее время. Рассматриваются возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Похожие статьи

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Теоретические основы формирования умственной самостоятельности младших школьников

В статье определяются основы формирования умственной самостоятельности младших школьников.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Особенности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается описать особенности эстетической культуры старших дошкольников.

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья раскрывает значение воспитания духовно-нравственной личности в настоящее время. Рассматриваются возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Задать вопрос