Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие учебной самостоятельности младших школьников

Научный руководитель
Педагогика
19.12.2024
28
Поделиться
Библиографическое описание
Колосова, Е. М. Развитие учебной самостоятельности младших школьников / Е. М. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120873/.


В статье автор исследует развитие учебной самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, младшие школьники, развитие, образование, обучение.

Учебная самостоятельность является одной из важнейших целей современного образования. В условиях стремительного развития технологий и изменений в социально-экономической среде становится необходимым формировать у учащихся способность к самостоятельному обучению.

Самостоятельность — это одна из ключевых черт характера [1], которая проявляется в умении ставить цели и упорно работать над их достижением, полагаясь только на свои силы. Это качество включает в себя ответственность, осознанность и инициативность как в повседневных делах, так и в сложных ситуациях, когда нужно принимать нестандартные решения.

Понятие «самостоятельность» встречается во многих психолого-педагогических источниках. Его можно найти как в работах современных педагогов и учёных, так и в трудах философов, относящихся к древним временам. Это свидетельствует о том, что проблема развития самостоятельности привлекает внимание уже давно.

Учебная самостоятельность способствует формированию навыков самоорганизации, а также повышает ответственность за результаты собственного обучения. Она помогает быть готовым к непрерывному образованию, что особенно актуально в современном мире.

Учебная самостоятельность — это способность ученика самостоятельно планировать свою учебную деятельность, решать поставленные задачи без постоянного контроля со стороны учителя, оценивать и корректировать свои действия, опираясь на анализ полученных результатов. Это не только практический навык, но и важное личностное качество, которое тесно связано с мотивацией, инициативностью и ответственностью.

Формирование учебной самостоятельности четко регламентировано в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Постановка целей — основа учебной самостоятельности. Учащийся должен уметь анализировать учебные задания, выявлять их ключевые аспекты и формулировать конкретные цели. Л. С. Выготский отмечал, что способность к самостоятельной постановке целей развивается в зоне ближайшего развития, где педагог сначала направляет ученика, а затем предоставляет ему возможность самому определять задачи [2].

Эффективное достижение учебных целей невозможно без выбора подходящих стратегий. Это может включать планирование, использование опорных схем, выделение главного в тексте, применение памяти и логического мышления.

Сущность учебной самостоятельности раскрывается через ее ключевые компоненты: мотивационный, когнитивный и рефлексивный.

Младший школьный возраст (6–10 лет) — это важный период в жизни ребенка, когда происходит активное формирование учебной деятельности. В этот период происходят значительные изменения в психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка, что непосредственно влияет на становление его учебной самостоятельности. Подходы и методы педагогического взаимодействия, используемые в этот период, должны учитывать эти изменения.

Учебная самостоятельность формируется наиболее успешно, когда учитель создает условия, способствующие развитию инициативности и ответственности. Одним из таких условий является использование проектной деятельности или игровых форм обучения. Значение дидактических игр, таких как сюжетные и соревновательные, подчеркивается в работах современных педагогов.

Процесс формирования учебной самостоятельности у младших школьников представляет собой сложный комплекс, зависящий от множества факторов. Современные исследования убедительно доказывают, что для успешного развития этой способности необходимо создание как внутренних, так и внешних условий, включающих психологические, физиологические и педагогические аспекты, а также социальные факторы.

Формирование учебной самостоятельности младших школьников тесно связано с особенностями их психического и возрастного развития. В младшем школьном возрасте (6–10 лет) происходят важные изменения в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах, которые создают базу для развития навыков самостоятельного обучения.

В этом возрасте у детей активно развиваются произвольное внимание и память, однако их объём и устойчивость пока ещё имеют свои пределы.

Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью и зависимостью от внешних оценок. Одобрение и поддержка взрослых существенно укрепляют их уверенность в своих силах, что является ключевым фактором для формирования самостоятельности. Однако страх ошибок и неуверенность могут стать серьёзным препятствием на пути к проявлению инициативы [3].

Учитывая когнитивные, эмоциональные и мотивационные особенности младших школьников, необходимо создать такие педагогические условия, которые будут стимулировать их развитие и постепенно приведут к переходу от внешней к внутренней учебной мотивации. Это может быть достигнуто благодаря использованию наглядных материалов, четких алгоритмов и эмоциональной поддержки, что поможет детям почувствовать уверенность в себе и развить навыки самостоятельного обучения.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Просвещение, 2004. — 512 с.
  3. Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях её развития // Проблемы современного образования. — 2018. — № 4. — С. 56–63.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
учебная самостоятельность
младшие школьники
развитие
образование
обучение
Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 258-259):
Часть 4 (стр. 227-301)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 258-259стр. 301

Молодой учёный