Формирование осознанности чтения у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 2152 раза

Библиографическое описание:

Пуршева, Е. Г. Формирование осознанности чтения у младших школьников / Е. Г. Пуршева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54748/ (дата обращения: 19.11.2024).



Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В. А. Сухомлинский

Современный читатель... Каков он? Какие качества его отличают?

Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами? Где лежит та грань, которая отделяет того, кто не хочет читать, от другого, который не может ни дня прожить без книги? Почему не каждый ребенок мечтает стать настоящим читателем? [1].

Большинство трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.

В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и качество чтения младших школьников, являются: телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы; разноуровневая подготовка к школе, отсутствие детских библиотек дома, родители не читают вместе с детьми.

Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности чтения у младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего образования особо отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

По мнению отечественного методиста Н. Н. Светловской, технология формирования правильного типа читательской деятельности предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к национальным культурным традициям, погружения в мир литературы, развития личности ребенка, залогом успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежным средством ориентации в большом потоке информации [5].

Каждый урок литературного чтения — это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должная быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать. Для этого учителю понадобиться знать предметное содержание и уметь его преподнести так, чтобы ученики захотели делать открытия.

С позиции структуры читательской деятельности, в данной технологии читатель становится исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».

Разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель — развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача — вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Например, работа с названием произведения.

Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?

Дети: Борис Житков.

Учитель: Какие его произведения вы уже читали?

Дети: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».

Учитель: О чем обычно пишет Борис Житков?

Дети: О необыкновенных событиях.

Учитель: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.

Дети: «На льдине».

Учитель: О чем может идти речь в этом рассказе?

Дети: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине [1].

2. Далее учащиеся читают текст, чтобы проверить возникшие предположения.

Если ребята читали текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе можно начать с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т. п.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель — понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача — обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст «про себя» в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

Золотое правило настоящего читателя: «Если непонятное слово встречается на пути, я выясняю, что оно значит, а потом читаю дальше».

По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача — обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т. д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т. д.

Выполнение творческих заданий, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т. д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, — умения извлекать информацию из текста. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Как же вырастить грамотного читателя? [3] Как он работает с текстом, какие приемы он использует? Вот собирательный образ «идеального читателя». Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает (или проживает) его по ходу чтения и продолжает размышлять над ним после чтения, пытаясь, по словам философа В. В. Налимова, «найти себя новым в чужом». Такой читатель не торопится. Во-первых, он старается не пропустить не вполне понятные или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте. Внимание к слову можно считать основой понимания. Во-вторых, вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий (т. е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом, избегая категоричных, жестких установок. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом (а точнее, полилог, так как могут возникать различные точки зрения). В-третьих, отличительной чертой «идеального читателя» является активность воображения, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное. Ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать ее с уже известной, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное. Вся работа «идеального читателя» обусловлена желанием понять автора текста, делая своеобразные «открытия для себя», и этот процесс сродни творческому мышлению. Неслучайно многие ученые считают понимание и творчество синонимами, называя понимание «вовлечением в открытие». Завершающие шаги понимания, которые делает «идеальный читатель» после чтения, связаны с его умением перейти с языка фактов и образов на язык мысли. Систему взглядов автора, нашедшую отражение в тексте, его смысловое ядро, которое вычитывает в итоге «идеальный читатель», называют концептом текста. Исходя из его понимания, можно расставить по тексту последовательные «смысловые вехи», наименования которых станут пунктами плана для краткого или подробного пересказа. В этом приеме понимания и запоминания текста главным помощником читателя будет не память, а мышление. Оживляя на «мысленном экране» образы, возникавшие при чтении, пропуская понятое через себя, «идеальный читатель» может превратиться в «идеального чтеца» (выразительное чтение) или «идеального рассказчика» (пересказ). Подлинное понимание текста, как говорит философ А. А. Брудный, — это всегда выход за пределы того, что в нем непосредственно сказано, подобно тому, как свет горящей лампы выходит за ее стенки. Поэтому итогом работы «идеального читателя» является нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя. К подобному итогу приходят ученики, которых учитель ведет по ступеням понимания текста. Так, в книге В. А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем» описана работа, которая проходила в классе при чтении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Вот ее заключительный этап [4]: «– Часто вам представлялся случай кого-нибудь простить: животное, малыша или старенького человека? Дети задумываются и признаются:

— Нет, не часто…

— Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы — взрослые, сильные, добрые, великодушные. Сегодня вы — пускай только мысленно! — простили малыша и почувствовали, как приятно прощать. И я о вас узнал, что вы великодушные. И это — благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот что умеет «Косточка». А напомнить, что брать тайком стыдно, можно и без рассказа.

— Можно вопрос? Мне понравилось, что рассказ открыл мне про меня, что я такой… могу прощать. Но, может быть, Лев Толстой не для того его писал?

— Да, Сережа, наверно. Лев Николаевич Толстой, когда начинал писать «Косточку», не говорил себе: «Сейчас напишу рассказ для того, чтобы дети могли узнать о себе, великодушны ли они». Он этого не говорил, но мне кажется, ему хотелось, чтобы дети были великодушными и чтобы они знали о себе это. И, по-моему, у него это получилось. Ты ведь это почувствовал на себе?

— Да».

Современный урок литературного чтения в начальной школе без преувеличения можно считать стержневым в формировании образовательных результатов младших школьников: личностных и метапредметных. От того, научатся ли дети в начальной школе работать с текстом, с информацией, зависит их успешность во всех предметных областях. А от того, насколько они будут способны получать удовольствие от чтения художественной книги, сопереживать событиям и персонажам, зависит во многом выбор ими нравственных ориентиров. [2]

Литература:

  1. Е. И. Матвеева Учим младшего школьника понимать текст — М.: ВАКО, 2005.
  2. Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) — М.,2012
  3. О. В. Соболева Беседы о чтении или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов — М.,2009. с.7- 8
  4. Учимся понимать художественный текст: Задачник практикум: 8–11 кл. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. А. Шаповал. — М., 2001.
  5. М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М., 2000
Основные термины (генерируются автоматически): текст, ребенок, чтение, умение, главная задача, книга, понимание текста, процесс чтения, учитель, ход чтения.


Задать вопрос