Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 1642 раза

Библиографическое описание:

Филимонова, Е. Б. Обучение чтению как способ развития речевых умений обучающихся / Е. Б. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 957-960. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37075/ (дата обращения: 17.12.2024).



Новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма.

Разумеется, на уроках русского языка основным видом учебной деятельности является письмо, но необходимо признать, что не менее важным для уроков должны стать аудирование и чтение. Именно они предопределяют успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, свидетельствует о сложных мыслительных процессах, сопровождающих сознание человека. [1] Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. [2] Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность обучающихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.

Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют второму уровню грамотности чтения из пяти).

В отечественной педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения чтению. [1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.

Научить пониманию очень сложно, тем не менее нужно создать благоприятные условия для овладения обучающимися приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.

Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе обучающимся: на выделении структурных и логических единиц текста, связей, которые есть между ними, фиксировании их в плане, схеме или таблице. Такая работа помогает ему привести всю полученную информацию в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от обучающегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, выписок, аннотаций, кодированию информации в графических схемах и т. д.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая задача, которую должен решать преподаватель русского языка и литературы. Цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить рациональным приёмам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах разных типов и стилей в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. [3]

В ходе обучения студенты должны овладеть различными видами чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которая будет определять характер восприятия текста. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда и для чего будет использована извлечённая из текста информация.

Поэтому выделяют такие виды чтения, как ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделения основного содержания текста; изучающее, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, выразительное чтение отрывка художественного произведения в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста, рефлексивное, направленное на развитие ассоциативного мышления.

Таким образом, при чтении текста обучающийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приёмы одного из видов чтения. [3] Следовательно, нужно учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приёмам осмысления того или иного текста, решение определённых мыслительных задач в процессе его восприятия.

Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение. [4] Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются следующие приёмы:

Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путём вспоминания, рассуждения или путём обращения к учителю или другому обучающемуся) являются основным приёмом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным словам и выражениям.

В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов: [1]

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.
  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
  3. Объясняющие вопросы.Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
  4. Творческие вопросы.Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  5. Оценочные вопросы.Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
  6. Практические вопросы.Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить обучающихся самостоятельно задавать вопросы к тексту. Данную работу обычно проводят в парах и группах. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как чтение с остановками. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании её.

Помимо постановки вопросов, эффективным приёмом работы с текстом является составление вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой. Содержание и структура плана зависят от цели работы.

Приём составления граф-схемы. [4] Граф-схема — это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т. д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно видны связи между элементами.

Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим обучающимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовку докладов и написание рефератов с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации.

Приём конспектирования может включать в себя методику «Инсерт» (интерактивную систему пометок для эффективного чтения и мышления). [5]

Градация текста: + — то, что я знаю;V – новая информация;? — то, что я не знаю, не понял.

Усваивающее чтение включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам. [4]

Одним из наиболее эффективных видов чтения является рефлексивное чтение, которое представляет собой интеллектуально-познавательный процесс.

В исследовании Л. П. Доблаева структура текста при рефлексивном чтении представляется как совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами, т. е. система данных без явно выраженного вопроса, но с наличием условий, порождающих вопросы и необходимые на них ответы. Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. [6]

Т. Е. Ембулаева выделяет следующие этапы в самопостановке скрытых вопросов к тексту: [5]

Цель I этапа — показать учащимся различие между обычными и скрытыми вопросами.

Обучающимся предлагается прочесть текст, самим сформулировать обычные вопросы и найти на них ответы в тексте. Например: Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? Что показывает сравнительная (превосходная) степень?

Далее учитель показывает образцы скрытых вопросов: Что такое степени сравнения? В чём различие сравнительной и превосходной степени? — и просит найти ответы в тексте, сравнить, на какие вопросы было легче ответить.

Цель II этапа — научить видеть в тексте ситуацию скрытого вопроса. Для этого можно использовать два приёма:

− учитель читает вслух текст и сам показывает ситуацию скрытого вопроса;

− учитель читает вслух текст (учащиеся следят за чтением по учебнику), но место скрытого вопроса указывают учащиеся (игра «СТОП!»); учитель приостанавливает чтение и формулирует скрытый вопрос.

Обычные вопросы направлены на воспроизведение информации текста, на них есть прямой ответ. Например:

  1. Как изменяются прилагательные в форме составной сравнительной степени?
  2. Какими членами предложения являются прилагательные в форме простой и составной сравнительной степени?

Скрытые вопросы (СТОП!):ответа на них либо нет (информацию нужно искать в другом источнике, в предыдущей теме), либо он «размыт» в тексте (но найти его можно, так как информация для него есть в тексте).

Например:

  1. Почему в форме составной сравнительной степени изменяется только второе слово?
  2. Почему прилагательные в форме составной сравнительной степени бывают сказуемыми и определениями, а в форме простой сравнительной степени только сказуемыми?

К III этапу нужно приступать, убедившись, что учащиеся способны уловить ситуацию скрытого вопроса. Задача этого этапа — научить формулировать вопрос. Основные способы выработки этого умения — постановка вопросов учителем в качестве образца и побуждение учащихся к самостоятельному формулированию вопросов.

Итак, обучение различным видам чтения, развитие и совершенствование приёмов осмысления прочитанного — важнейшая методическая задача, стоящая перед преподавателем русского языка и литературы.

Используя основные приёмы обучения разным видам чтения, вырабатывается главное умение — умение читать, которое предполагает овладение техникой чтения: высокой скоростью чтения и гибкостью чтения (умением выбирать и менять по ходу вид чтения в зависимости от речевой ситуации). [3]

Высокая скорость и гибкость чтения являются основой формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения: умение сосредоточить внимание на определённых вопросах содержания; определять ключевые фрагменты текста; вычленять основную мысль высказывания; отличать главное от второстепенного; формулировать вопросы в процессе восприятия текста; определять логику, структуру высказывания; делать выводы и обобщения; критически оценивать полученную информацию и использовать её в соответствующих жизненных ситуациях.

Следует отметить, что умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создаёт необходимую базу для развития умений обучающихся в написании аннотаций, конспектов, рецензий, рефератов, изложений, сочинений и других письменных работ.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — с. 103–107, 111–116.
  2. Ковалёва Г. С. Новый взгляд на грамотность / Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский. — М., 2004.
  3. Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5–11 классы): уч.-метод. пособие / Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. — М., 2012. — с. 6–10, 11–17.
  4. Усачёва И. С. Курс эффективного чтения учебного и научного текста / И. С. Усачёва. — М., 2002.
  5. Формирование и развитие видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на уроках русского языка и литературы: обучающие и диагностирующие материалы / сост. М. Ф. Шацкая. — Волгоград: Издательство ВГАПО, 2015. — с. 31, 34–35.
  6. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста / Л. П. Доблаев. — Саратов, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, вид чтения, русский язык, чтение, коммуникативная задача, умение, графическое изображение, какая цель, основной прием, рефлексивное чтение.


Похожие статьи

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Домашнее чтение как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Похожие статьи

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Домашнее чтение как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Задать вопрос