Целевые ориентиры ФГОС начального образования и предмета литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 22.03.2023

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Наумова, А. А. Целевые ориентиры ФГОС начального образования и предмета литературного чтения / А. А. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100815/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы (39).

Курс изучения предмета «Литературное чтение» направлен на формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Исследование понятия читательской компетенции позволяет вынести деятельностный компонент на первое место. В широком смысле читательская компетенция — это способность школьника осознанно читать тексты различных видов и имеющих разные цели, находит их взаимосвязь с более распространенным контекстом и использовать данные тексты для достижения своих целей, саморазвития и социализации на разных уровнях общества [2, c. 10].

Обращая внимание на концепцию «компетенция — компетентность» А. В. Хуторского, мы можем определить читательскую компетенцию как комплекс знаний и умений, применяемых в ходе читательской деятельности, с применением ее на практике, руководствуясь разными целями и установками, что, в свою очередь, ведет к развитию читательской компетентности.

Обучение литературному чтению предполагает понимать данный процесс как вид речевой деятельности, обладающий наиболее высоким уровнем самостоятельности, выходящий на передний план в процессе обучения и являющимся один из наиболее важным аспектом обучения.

Чтение выполняет следующие функции в процессе обучения учащихся начальных классов [2, c. 12]:

– развивает способность самостоятельной работы;

– является основой развития речевых навыков,

– содержание текстов может влиять на достижение воспитательных целей (повышение нравственности, расширение мировоззрение, формирование собственных ценностей в жизни);

– расширение общего кругозора и социокультурное развитие личности младшего школьника;

– прививает любовь к чтению, что, в свою очередь, служит способ повышения мотивации.

Н. И. Лифинцева полагает, что обучение чтению учащихся начальных классов должно строиться на таких принципах, как [2, c. 13]:

– обучение чтению предполагает обучение коммуникации, так как чтение — это один из видов речевой деятельности;

– процесс обучения чтению должен быть познавательным и практически направленным, то есть ученики должны понимать, что они узнают и как смогут это применить.

– в ходе чтения должно быть уделено внимание и особенностям структуры языка: процесс обучения чтению должен включать в себя не только рецептивную деятельность учащихся начальных классов, но и продуктивную и коммуникативно-направленную. Можно выделить следующие фазы чтения [2, c. 14].

  1. Первая фаза начинается с определённой коммуникативной задачи, которая дает направление дальнейшей деятельности, а именно появление желания, интереса и мотивации для решения этой задачи. На данном этапе дается установка для определения цели, методов и стратегий чтения. В связи с вышесказанным, эту фазу можно назвать мотивационно-побудительной.
  2. Следующая фаза чтения включает в себя психологические процессы, такие как восприятие текста, знаков, языкового материала с помощью зрения (в ходе чтения про себя), с помощью слуха и зрения (при чтении вслух), узнавание и осмысление уже известного материала, понимание смысла. Данная фаза называется аналитико-синтетической.
  3. Последняя часть чтения заключается в осуществлении контроля и самоконтроля, что выносит на ключевое место понимание прочитанного и достижение цели чтения. Контроль возможен с помощью применения других видов речевой деятельности.

Следовательно, чтение можно определить, как комплексный вид речевой деятельности, так как оно может проходить в двух формах, внешней и внутренней, а также протекает во взаимосвязи с другими видами деятельности.

Можно выделить следующие задачи обучения чтению младших школьников (39):

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.

Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Результат: учащиеся учатся понимать художественное произведение как особый вид искусства; у них формируется умение определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).

  1. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Результат: в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

На сегодняшний день основные предметные результаты, которые должны быть сформированы у обучающихся начальных классов при изучении предмета «Чтение», регламентированы положения ФГОС НО. Согласно данного стандарта, учащиеся 1–4 классов должны (39):

– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры,

– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности,

– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст,

– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах,

– работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Следовательно, можно говорить о том, что предмет «Литературное чтение» в начальных классах обладает достаточно широкими возможностями с точки зрения решения задач формирования у младших школьников основных нравственно–этических представлений.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день представляется бесспорным тот факт, что предмет «литературное чтение» обладает широкими возможностями с точки зрения формирования у младших школьников простейших нравственно-этических представлений. Основной целью обучения чтению учащихся начальных классов является развитие читательской компетентности детей, а также формирование у них представления о себе как грамотных читателей, которые могут осуществлять творческую деятельность. Чтение выполняет ряд функций, важнейшими из которых представляются: развитие навыков самостоятельной работы, совершенствование основных познавательных процессов, повышение уровня интеллектуального развития обучающихся, решение задач духовно-нравственного, эстетического воспитания младших школьников. В связи с этим, особое внимание на данном предмете в начальных классах уделяется решению задач нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Литература:

  1. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян// Педагогика. — 2018. — №. 2. — С. 67–68.
  2. Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. — 2018. — № 3. — С. 10–15.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, младший школьник, речевая деятельность, чтение, класс, процесс обучения, читательская компетенция, самостоятельная работа, творческая деятельность, художественное произведение.


Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Дидактические приемы и методы, характерные для реализации образовательных программ высшего образования

Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Дидактические приемы и методы, характерные для реализации образовательных программ высшего образования

Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос