Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чикишева, О. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3797/ (дата обращения: 16.12.2024).

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

В систему учебной деятельности должна быть включена и работа по формированию интереса к чтению у младших школьников, по повышению читательского интереса, но для этого необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи. Поскольку особая роль в формировании читательской мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка — создать максимальные условия для его роста и развития. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы — в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, — родители пример ему». И если родители — люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

Книги издревле считались источниками знания, уважение и интерес к ним не ослабевал никогда. Однако мир технического прогресса изменил это отношение, особенно у детской аудитории. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия.

Для этого необходимо с самого младшего возраста формировать читательский вкус. А, как всякий вкус в данном случае — читательский формируется только одним путем — «пробуя блюда» различного и разнообразного качества и предпочитая те, которые нравятся. Другими словами, чтобы выбрать ту или иную книгу, необходимо, во-первых, много читать, во-вторых, знакомиться с различными жанрами, авторами, темами, формами литературы, и в-третьих, владеть элементарной техникой чтения [8, 160].

Только, пожалуй, самым главным для формирования читательского вкуса является интерес к чтению. Развивать этот интерес необходимо с самого раннего возраста, немалую роль здесь играет личный интерес родителей к книгам. Именно они, первые воспитатели, непроизвольно «заражают» детей чтением книг и такой интерес является самым стойким и сохраняется на всю жизнь. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше, зато возрастает процент тех, для кого чтение — пустая трата времени. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин и большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей [2].

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т. е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным [3, 96].

Для взрослых, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний, но времена изменились: современные технологии — от аудиоплееров до компьютеров — стремительно шагнули вперед, а дети — что удивительно — быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?

Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ [1,206].

Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Школьники слепо доверяют всему тому, что видят на экране, ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами, лишь с 11–12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране. Поэтому родителям стоит найти со своими детьми компромисс в борьбестелеманией: совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра; выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно-просветительных программ. Телевизор не должен быть и значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой — дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Родителям стоит взять под строгий контроль игры, в которые играют дети, это не говорит о том, чтобы полностью лишить детей работы с компьютером, пусть среди игр ребенка будут хорошие развивающие и познавательные.

И все же вернемся к книге, чтобы она помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка:

-          во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером;

-          во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам [7,24].

Основное условие успешного формирования ребенка — читателя в семье — это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. В доме должны быть книги — и у взрослых, и у детей разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Младшие школьники, как и дошкольники, любят, чтобы им читали. Первоклассники самостоятельно читать не любят, т. к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Родители должны использовать некоторые советы в воспитании любви к книгам, а именно: читать книгу необходимо поочередно с ребенком; взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал; из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам; ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки; спрашивать школьника о поступках героев, давать им свою оценку; пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе [9, 288].

Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать — не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой. Родителям можно использовать некоторые игр для детей, например, игра «Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку, а родитель дает ему — лист бумаги и краски, для того, чтобы нарисовать персонажей или вылепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно писать письма-обращения к герою и к доброму, и к злодею, вдруг злодей захочет стать добрым. Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными, например, можно устроить заседание суда по обвинению злых героев, играть могут все члены семьи. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным. Так же родители могут организовать «Спектакль» с участием домашних или маленьких друзей, это поможет ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию [7,38].

В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине — покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению.

Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций. Нужно обращать внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у школьников был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе — значит привить ему навык умственного труда [5, 36].

Это только маленькая часть того, как привить любовь к чтению. Так как основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение.

Очень важно, чтобы школьник научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но за один день всего этого не добьешься, поскольку это большой совместный труд родителей, детей и учителей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного.

Литература:

1.         Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах: Под редакцией/М. С. Васильевой, М. И. Омороковой.- М.: Просвещение, 1977.- 206с.

2.         Большая энциклопедия начальной школы. В 2-х т. — СПб.: «Издательский Дом Нева»; «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.

3.         Бугрименко, Е.А., Цукерман, Г. А. Чтение без принуждения/ Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман.- М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

4.         Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников/ О. В. Джежжелей // Начальная школа. — 1989. — № 1. — С.33–38.

5.         Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников/ Т. Н. Лутова.- Н.Новгород, 2006.-С.24–38.

6.         Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников/ М. И. Оморокова.- М.: АОРКТИ, 1999.-160с.

7.         Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т. С. Обучение детей чтению: практическая методика; учебное пособие для студентов пед. ВУЗов/ Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол.- М.: Академия, 2001.- 288с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, родитель, чтение, игра, интерес, научно-популярная литература, семья, учебная деятельность, читательский вкус.

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников