Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Лысова, В. И. Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Лысова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115647/ (дата обращения: 16.12.2024).



Автор статьи делает вывод о том, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенка, введение часов чтения дома, сотрудничество с педагогами детского сада, обсуждение прочитанного материала с ребенком, проведение бесед, изучение портретов и биографий детских авторов, закрепление прочитанных произведений мультипликационными фильмами и др.

Ключевые слова: старшие дошкольники, семья, интерес к чтению, обучение, домашняя библиотека, знание, педагог, художественная литература, чтение.

Рассмотрим особенности формирования интересов детей к чтению в старшем дошкольном возрасте. Никому не секрет, что современные дети в начальной школе имеют слабый интерес к книге, то есть гаджеты смело вытесняют любовь малыша к изучению художественной литературы. Это обстоятельство рассматривается многими педагогами и психологами как тревожный фактор. Это говорит о том, что живое общение людей все больше уходит на второй план [1, с. 5].

Если ребенок вовремя не получил интереса к книге, чтению художественной литературы, то ему сложно будет во взрослой жизни строить процессы взаимодействия в обществе, работать в коллективе, а также общаться, развивать коммуникации, познавать, постигать новое и др. Велика роль в формировании читательских навыков детей дошкольного возраста не только педагога, но и прежде всего семьи ребенка.

Ребенок впитывает все, что видит дома, для него важно, чтобы родители поддерживали интерес к чтению. Понятно, что дошкольник из-за отсутствия читательских умений, пока способен только рассматривать иллюстрации, рисунки книг. Здесь необходим некий проводник, посредник, который соединит интересы автора с читателем ребенком. Как правило в семье — это взрослый в лице родителя дошкольника.

Это могут быть мама и папа малыша, его старшие братья, сестры, дедушка, бабушка и др. Дошкольник должен иметь дома свою пусть и небольшую книжную полку. Сюда он будет откладывать наиболее приглянувшиеся ему источники детской художественной литературы. Для самых маленьких по возрасту дошкольников в семье знакомство с книгой начинается с изучения произведений таких авторов как А. Л. Барто. Здесь даются короткие стихотворения поэтессы и рассказы для детей 3–4 лет. Дошкольник может их легко запомнить.

Также в первые источники книг, которые знакомы и близки для ребенка младшего дошкольного возраста могут быть включены колыбельные песни, это сборники для самых юных читателей. Они содержат все то, что входит в устное народное творчество.

Например, пестушки, частушки, скороговорки и др. Важно, чтобы данные книги были хорошо проиллюстрированы. Ребенок должен видеть то, о чем ему читает взрослый на страницах книг. Важно не просто прочитать отрывок произведения малышу или же стихотворение, здесь несомненно глубокую роль играет обсуждение самого произведения. Взрослый обязательно должен задавать дошкольнику такие вопросы как:

—Тебе понравился рассказ?

—Чем понравился? Каких героев ты запомнил?

—Что ты можешь сказать о характере каждого героя? Они хорошие или плохие?

Также каждое прочитанное произведение должно заканчиваться знакомством с автором. Для дошкольников очень много полезных и поучительных рассказов написали такие авторы как К. Д. Ушинский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и др. [2, с. 35].

Педагог должен вести с родителями большую, целенаправленную и систематическую работу, которая направлена на формирование интересов детей к художественной детской литературе, овладению навыками чтения и др.:

– проводить родительские собрания по темам: «Роль книги в воспитании дошкольника», «Читаем дома детям» и др.;

– организовывать индивидуальные и групповые консультации по темам «Книги, которые читаем в детском саду», «Как научиться слушать и слышать», «Мои первые сборники стихов и рассказов» и др.;

– организовывать уголки для родителей оп темам «Фотографии с занятий по развитию речи», «Кто чем увлечен», «Читаем в детском саду и дома», «Скоро в первый класс» и др.

Работать с ребенком в отношении привития его интереса к чтению и книге в целом необходимо в тесном сотрудничестве трех звеньев педагог — ребенок — родитель. Родители должны стараться дарить ребенку на праздники, памятные даты не только игровые пособия, но и книги, такие книги можно подписать.

Повзрослевшему ребенку будет интересно заглянуть в обложку и вспомнить своих близких, самостоятельно прочитать их пожелания. А. В. Маслова говорит, что знакомство с книгой ребенка должно начинаться именно в семье и процесс этот важно запустить в самом раннем, младенческом возрасте [3, с. 33].

Что бы ни делал ребенок, о чем бы он ни задумывался, взрослый всегда должен уметь найти способ перевернуть его мышление в нужном направлении. Изучая поучительные рассказы, стихотворения для детей, дошкольник словно губка впитывает основы развития гуманной личности.

Прежде всего это понятия о:

– чести и справедливости;

– доброте и скромности;

– отзывчивости и взаимопомощи;

– порядочности и нравственности и др.

Непосредственно на практике они составляют основу гармонично развивающейся личности. Важно в процессе наблюдений за ребенком, бесед с педагогами дошкольной образовательной организации выявить, что для ребенка в направлениях литературного жанра представляет особый повышенный интерес.

Например, если мы сказали выше, что для младшего школьника это короткие стихотворения и колыбельные песни, произведения устного народного творчества (считалки), то в среднем дошкольном возрасте появляется интерес к сказкам. Сказки нужно вводить постепенно в круг чтения ребенка. Как правило изначально взрослый знакомит ребенка с короткими и простыми по содержанию произведениями («Курочка Ряба»).

Систематически сказки начинают усложняться, то есть они становятся более объемными, в них задействовано большее количество персонажей, событий, явлений и героев. Например, «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и др.

Как правило — это сказки русского народа. Систематически работая с малышом, взрослый выявляет наиболее интересные жанры сказок для малыша:

– сказки о животных;

– бытовые сказки;

– волшебные сказки;

– сказки разных авторов;

– зарубежные сказки и др. [4, с. 45].

Чем бы ни был увлечен ребенок, важно вводить в домашних условиях раз в неделю часы чтения, где малыш знакомится с произведениями разных направлений детской литературы при помощи взрослого. Впоследствии в дошкольной образовательной организации педагог обязательно спрашивает детей какие книги они читали дома с родителями. Что им понравилось в произведениях. Дети могут принести данные пособия в детский сад и коллективно воспитатель еще раз читает и обсуждает с детьми материал.

Все это закрепляет и непосредственно расширяет кругозор юного читателя, одновременно содействуя воспитанию его интереса к книге, техники чтения, авторам произведений и в целом к саморазвитию.

Итак, делая выводы отметим, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенка, введение часов чтения дома, сотрудничество с педагогами детского сада, обсуждение прочитанного материала с ребенком, проведение бесед, изучение портретов и биографий детских авторов, закрепление прочитанных произведений мультипликационными фильмами и др.

Литература:

  1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И. Ф. Демидова. — М.: Академический проект, 2020. — 224 с.
  2. Кравченко, А. И. Психология и педагогика / А. И. Кравченко. — М.: Риор, 2018. — 112 с.
  3. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения / Ю. Н. Лапыгин. — М: Юрайт, 2016. — 248 с.
  4. Николаева, Е. И. Психофизиология /Е. И. Николаева. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 544 с.
  5. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — СПб.: Смысл, 2019. — 860 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольник, книга, педагог, сказка, старший дошкольный возраст, художественная литература, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст.


Ключевые слова

художественная литература, обучение, семья, педагог, чтение, знание, старшие дошкольники, интерес к чтению, домашняя библиотека

Похожие статьи

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Исследование представлений о развитии музыкальных способностей у детей с нарушением зрения

В статье особое место уделяется проблеме музыки и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью с дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6–7 лет о предпочтениях что им больше нрави...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя»

В статье авторы представляют организацию взаимодействия воспитателя и учителя -логопеда с детьми через инициативу при знакомстве с книгой. Рассматривают способы поддержки детской инициативы, через разные виды деятельности.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Похожие статьи

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Исследование представлений о развитии музыкальных способностей у детей с нарушением зрения

В статье особое место уделяется проблеме музыки и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью с дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6–7 лет о предпочтениях что им больше нрави...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя»

В статье авторы представляют организацию взаимодействия воспитателя и учителя -логопеда с детьми через инициативу при знакомстве с книгой. Рассматривают способы поддержки детской инициативы, через разные виды деятельности.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Задать вопрос