Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Галкина Ирина Александровна, Тепер Евгения Моншановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 19.01.2020
Статья просмотрена: 3464 раза
Библиографическое описание:
Галкина, И. А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Галкина, Е. М. Тепер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/ (дата обращения: 16.12.2024).
Рассмотрим такое понятие как условие. В философском словаре понятие «условие» рассматривается как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия представляют ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются» [7, с. 118].
Основным условием для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования являются: психолого-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые условия и развивающая предметно-пространственная среда.
Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно [4, c. 151].
Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и квалифицированные педагоги. Психолого педагогическим условиям и требования к кадрам предусматривают ряд компетенций педагога.
Вовлечение детей в разные формы деятельности, развитие любознательности детей, интереса ребенка к собственной активности. Для каждого конкретного ребенка, педагог должен уметь выбрать формы педагогической поддержки, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определено как индивидуальный подход и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка» [6]. Так же педагог должен уметь грамотно организовать предметно-пространственную развивающую среду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации и создать условия для свободной детской игры.
Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
– содержательно-насыщенной;
– трансформируемой;
– полифункциональной;
– доступной;
– безопасной [3].
В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется. Литературу для уголка подбирают соответственно возрастным особенностям и потребностям детей [6]. Книги должны быть с небольшим количеством текста, крупными красочными иллюстрациями, по несколько экземпляров одного названия.
Материалы для ремонта книг лучше хранить рядом. Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Внимание детей обращают на образность языка сказок, рассказов, стихотворений, привлекают детей к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей [2, с. 237]. Образцы ритмической речи дают народные сказки, песенки, потешки, загадки, они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка [4, с. 34].
Детям очень важно показать, множество приятных дел связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. «Незаинтересованное, но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» [5, с. 47].
Развивать интерес и любовь к книге, воспитывать будущих читателей помогают формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой вне занятий. Развитие и совершенствование способностей к пониманию литературных произведений и формирование интереса и любви к книге, происходит в течение всего периода детства. В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы. Интеграция учебно-воспитательного процесса является важным условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от игры, и других видов детской деятельности. Образные впечатления, полученные при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре. Проводить игру можно под музыкальное сопровождение, которое вводит в атмосферу литературных произведений.
Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения — именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [6, с. 31].
Именно в семье зарождается привычка к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их детей — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [4, с. 391]. Сближает и помогает лучше усваивать содержание произведения совместные чтения детей и родителей, необходимые для развития интереса и любви к книгам.
Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений. Рассматривая вместе со взрослыми иллюстрации и слушая чтение, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Взрослых и детей сближает совместное чтение, оно стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце [3, с. 19].
Для воспитателя и родителей важнейшей задачей становится отбор художественных произведений, помогающих формированию литературного вкуса у детей. Родителям не всегда просто сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детского чтения. Выбирая книгу для детей, необходимо придерживаться следующих правил:
– целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
– принадлежность произведения к подлинному искусству;
– художественность иллюстраций и их соответствие содержанию произведения, предпочтительней издания с иллюстрациями, где изображение животных, людей максимально реалистичны.
Для детского чтения подбирают произведения, помогающие раскрыть богатство окружающего мира и человеческих отношений, красоту, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное мнение. Выбирают те произведения, герои которых близки и понятны детям. При выборе произведений учитываются особенности детей: восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.
Важным условием развития интереса к книге у детей является работа с родителями, которую проводят в форме тематических собраний, индивидуальных бесед, консультаций, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации.
Родителям рассказывают о вреде раннего приучения ребенка к телевизору и компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Способствовать формированию интереса к книге может организация в группе детского сада заседаний читательского клуба, куда можно будет пригласить родителей и устроить сочинение сказок детьми и родителями [3, с. 96].
В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей [6, с. 128]. На сайте детского сада размещается постоянно обновляющийся список литературных произведений для домашнего чтения.
В период детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, развитие интереса и любви к книге, ребенок формируется как читатель. Специфика работы с детьми, заключается в том чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, не шаблонность восприятия, эмоциональность, искренность, радость и добровольность занятий.
При формировании интереса к чтению у дошкольников используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы.
Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть относятся к традиционным методам. Чтение передает мысли писателя, сохраняет язык автора. Эмоциональный контакт с детьми, заинтересованность воспитателя и выразительность, повышают воздействие художественного слова на детей. Повторение чтения является одним из приемов углубляющих понимание содержания. Повторяют чтение отдельных, наиболее значимых частей. Стихи, потешки, короткие рассказы повторяются чаще. Знакомые рассказы и сказки дети любят слушать много раз. При повторном чтении важно точно воспроизводить первоначальный текст. Но одним из современных технологий сегодня для повышения читательского интереса дошкольников является бук трейлер- небольшой видеоролик (длительностью до 3 минут), рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге [1]. Цель буктрейлеров — воспитания интереса к чтению (рассказать о книге, заинтересовать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам [2].
Он может быть в трех основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость — отличительные особенности буктрейлеров.
В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется в библиотечной среде, а также в школьном обучении — как инновационный метод повышения интереса к литературе и чтению. В практике дошкольного образования вопрос применения буктрейлера, по результатам анализа литературных и интернет-источников, остается неизученным, отсутствует технология работы с детьми дошкольного возраста.
Всё это привело нас к разработке технологии использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, что предполагает включение буктрейлеров в процесс восприятия литературных произведений, где он выступает мотивацией для дальнейшего знакомства с произведением.
Основные этапы реализации технологии:
- Эпизодическое использование буктрейлера как мотивационного средства в рамках круга детского чтения.
- Включение буктрейлера как средства в разные структурные компоненты деятельности: ООД (организованная образовательная деятельность), круг детского чтения (режимные моменты), вечерние развлечения для детей (досуговые мероприятия)
- Создание буктрейлера с детьми (с помощью педагога)
- Взаимодействие с родителями по использованию буктрейлеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста: мастер-класс для родителей по созданию буктрейлеров, помощь и сопровождение педагога на этапе самостоятельного создания родителями буктрейлера.
Первый этап реализации технологии включал эпизодическую демонстрацию буктрейлеров в режимных моментах — круг детского чтения в вечернее время. Отбор произведений, на основе которых демонстрировались буктрейлеры, проводился в соответствии с планом воспитательно- образовательного процесса. Работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми:
- Просмотр буктрейлера
- Беседа по содержанию буктрейлера, нацеленная на дальнейшее восприятие
- Восприятие художественного произведения (чтение)
Перед восприятием литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению. После просмотра педагог организовывал беседу с детьми по буктрейлеру, которая позволяла уточнить первоначальные представления и нацеливала на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения (слушание) Подобное эпизодическое включение буктрейлеров в образовательный процесс позволило увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности. Для демонстрации брались готовые буктрейлеры, которые были адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап предусматривал включение буктрейлера в разные структурные компоненты деятельности (ООД, режимные моменты, досуговые мероприятия). При включении буктрейлера в режимные моменты (круг детского чтения) отбирались литературные произведения, не обладающие ярким и динамичным сюжетом, а так же произведения, предназначенные для длительного чтения.
В рамках организованной образовательной деятельности (ООД) буктрейлеры мы использовали как яркий мотивационный компонент. Отбор литературных произведений для этого осуществлялся с учетом программного содержания по восприятию художественной литературы. Кроме того, мы включили буктрейлер в план вечерних развлечений с детьми, которые были посвящены творчеству конкретных авторов (Г. Х. Андерсен и др.).
В ходе литературного досуга воспитатель рассказывал биографию автора, демонстрировался буктрейлер по его творчеству, после просмотра которого дети могли высказаться о том, какое произведение понравилось и какое вызвало желание прочесть. Организовывалась литературная игра по творчеству автора, либо — драматизация по мотивам произведений. Кроме того, оформлялась выставка в книжном уголке группы, где дети могли рассмотреть книги и иллюстрации.
Третий этап. Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создается буктрейлер, поэтому детям было предложено стать создателями буктрейлера. Для детей создавалась ситуация выбора — выбор жанра произведения, совместный или индивидуальный буктрейлер мы будем создавать, собирать иллюстрации, либо рисовать свои рисунки, как будет происходить озвучивание ролика. В ходе этой деятельности нами было создано буктрейлер: по мотивам произведений Алиса в стране чудес и Алиса в зазеркалье.
Четвертый этап работы — сотрудничество с родителями по созданию буктрейлера для формирования интереса к художественной литературе. В первую очередь, нами был рассмотрен данный вопрос на тематическом родительском собрании, посвященном проблеме снижения интереса к книге.
Познакомили родителей с новым ИКТ-средством — буктрейлером; была продемонстрирована подборка наиболее удачных буктрейлеров. Для родителей был организован мастер-класс по созданию буктрейлера. Затем родителям было предложено совместно с детьми создать буктрейлер по выбору ребенка. Дети имели представления и первоначальные навыки по созданию ролика, поэтому родители только помогали, подсказывали и производили монтаж. На досуговом мероприятии «Моя любимая книга» были презентованы некоторые буктрейлеры, созданные детьми и родителями.
Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования — в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапности реализации технологии и непременно — ориентация на активность ребенка. Эффективность буктрейлера как средства доказана опытно-экспериментальным путем — произошел качественный рост показателей уровня сформированности интереса к художественной литературе. Об успешной реализации технологии свидетельствуют не только результаты экспериментальной части исследования, но и востребованность и положительная оценка представления опыта работы в ДОО города. Разработанные по итогам апробации методические рекомендации являются дополнением к технологии и дают возможность грамотно организовать систему работы, продумать содержание, адаптируя его под конкретную группу.
Литература:
- Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова — Вологда: ВОУНБ, 2016. — 23 с.
- Буктрейлер как способ продвижения книги: методическое пособие / Нац. б-ка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек; — Улан-Удэ, 2015 –16 с.
- Гриценко, З. А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. - 2008. — № 4. — С. 33–41.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л. Б. Береговая. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.
- Детская литература. Методика приобщения детей к чтению, учеб. Пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений /З. А. Гриценко - Москва: Академия, 2004
- Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 3. — С. 82–88.
- Смирнова О. Е. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009–304с.
- Зейгарник Б.В . Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 9—15.