Как привить ребёнку любовь к чтению | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Любимова, А. А. Как привить ребёнку любовь к чтению / А. А. Любимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8309/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор рассказывает о пользе литературного искусства в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: литература, дети, сказки .

Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает.

Мигель де Сервантес Сааведра

Читатель начинается с колыбели. Первые потешки, бабушкины прибаутки, первые песенки, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Дети — талантливые исследователи слова, быстро всё впитывают как губка и с удовольствием повторяют строки песен, стихотворений. Любовь к поэзии, интерес к рифмованию, к сочинительству, к слушанию, рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства. Помочь детям развивать эти способности — задача каждого педагога. Необходимо прививать в детях привычку интереса и любви к книге, литературно развивать малышей.

Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом, его надо открывать, вырастить и воспитать.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся, способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи — коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речи ребёнка тесно связано с чтением.

Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Одно из назначений детского чтения — развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, «чтобы посмеяться». Критерий «смешная книга» часто олицетворяется у младшего школьника с любимой книгой. Любимая — значит смешная. А смешная — значит любимая. К таким книгам относятся произведения Д. Хармса, Г.Остера, многие рассказы Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского и других известных авторов.

В последнее время растёт количество детей, которые имею нарушения речи, скудность фантазии, воображения. Поколение большого пальца всё сложнее привить любовь к литературе. На её место приходят гаджеты.

Так как же воспитать в ребёнке любовь к литературе?

Читайте даже тогда, когда ребёнок не понимает ни слов, ни букв, находясь в младенческом возрасте. Родитель часто ошибается, думая, что в таком возрасте ребёнку нет смысла читать какие-либо произведения, но словарный запас у ребёнка формируется уже с 10 месяцев, а с двух лет появляется первая фраза и перед нами уже активный собеседник. Поэтому очень важно читать хотя бы короткие потешки и сказки.

Покажите на своём примере как важно уметь читать в реальной жизни. Когда ребёнок освоил буквы, нужно показать ему, что чтение — это интересно. Превращайте чтение в игру! Покупайте красочные издания, придумывайте собственные книжки-малышки, играйте в словесные игры, например, найди в вывесках буквы или слова.

Превращайте походы в книжных магазин в аттракционы и предоставьте там детям свободу выбора. Пусть ребёнок сам выберет понравившуюся ему книгу, даже если она уже есть у него. Важно помнить, что тяга к многократному повторению у детей естественна, и сама проходит со временем. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.

Формируйте читательские привычки. Обсуждайте книги, фантазируйте «А чтобы было потом? А если бы герой сделал наоборот?» Такие действия уводят ребёнка от шаблонного мышления, развивая фантазию, воображение, память.

Читайте сами. Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. Хотите, чтобы ваш ребёнок читал — соответствуйте.

Учите стихотворения, пословицы, потешки. Обычно заучивание даётся детям легко, но если возникают сложности, то на помощь приходят мнемотаблицы. Их можно найти у разным педагогов, или же сделать самим, обозначая каждое слово в стихотворении рисунком. Детям легче будет рассказывать стихотворения, опираясь на собственные рисунки. Так развивается не только память, но и обогащается словарный запас и формируется воображение.

Разнообразьте чтение. Разыгрывайте историю во время чтения, используя мимику, жесты, движения тела и голоса, чтобы история оживала. Сделайте историю актуальной для жизни ребенка, например можно включить в нее его имя, имя друга или домашнего питомца. Подберите реквизит к любимым историям и предложите ребенку использовать его в игре.

Ходите в библиотеки. Покажите ребенку библиотеки в любимых детьми художественных фильмах или мультипликации (например, «Красавица и Чудовище», «Гарри Поттер»), после этого поход в библиотеку будет для ребёнка ярким впечатлением.

Смотрите экранизации. Это некое дополнение к литературе. Ребёнок заинтересуется историей, и вы можете рассказать, что в книге были некоторые отличия, или продолжение самой экранизации. Ребёнок точно захочет узнать, что же было дальше в понравившемся мультике или фильме. И на помощь придёт книга.

При всех своих начинаниях важно не допускать ошибки:

Не заставляйте ребёнка учиться читать рано. Надо помнить, что в начале своего жизненного пути ребёнок — слушатель, и многое тут зависит от родителя. Родителю предстоит стать интересным оратором, сказочником, рассказчиком. Только после этого ребёнок загорится любовью к литературе.

Не давите на ребёнка, так вы привьете лишь негативизм к литературе. Давлением ничего не добьётесь. Помните, что каждый ребёнок уникален и, некоторым надо больше времени, чтобы полюбить литературу.

Интересоваться литературой нужно, ведь благодаря любви к чтению, у детей нормализуется психоэмоциональное состояние; улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность; корригируется воображение, мышление, память.

Любите чтение и доносите свою любовь до детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер, 2007.
  2. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
  3. Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Просвещение, 2008

Ключевые слова

дети, литература, сказки

Похожие статьи

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эстетическое воспитание на уроках математики

В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.

Роль сказки в жизни младшего школьника с задержкой психического развития

В статье автор пытается ответить на вопрос, как научить ребёнка почувствовать «вкус» родного языка? Как помочь ему в максимально короткое время усвоить уроки русской лексики?

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста

В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эстетическое воспитание на уроках математики

В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.

Роль сказки в жизни младшего школьника с задержкой психического развития

В статье автор пытается ответить на вопрос, как научить ребёнка почувствовать «вкус» родного языка? Как помочь ему в максимально короткое время усвоить уроки русской лексики?

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста

В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задать вопрос