Серьезные экономические преобразования на постсоветском пространстве и последовавшая за ними коренная трансформация общественного строя на основе формирующихся рыночных отношений вполне объективно предопределили потребность в формировании элементарной экономической культуры школьников, интерес подростков к познанию экономики как науки и необходимость изучения основ современных экономических явлений. Именно этим объясняется необходимость организации экономического обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Эффективное школьное образование в данном направлении подразумевает широкое применение эффективных образовательно-воспитательных технологий, базирующихся на инновационных подходах в реализации учебного процесса. Базовые основы экономической культуры изложены в работах Л. И. Абалкина, Л. Н. Пономарева, Е. В. Анкудиновой, В. Д. Попова, Т. В. Боровиковой, А. К. Уледова и др. Отдельные направления формирования экономической культуры учащихся представлены в работах Б. А. Райзберга, В. П. Личканова, Л. Е. Эпштейна и др. Более обобщенные, концептуальные теоретические и методические аспекты экономического образования и воспитания подростков, формирования экономической культуры школьников раскрыты в научных исследованиях И. А. Мельничук, Ю. К. Васильева, И. А. Сасовой, Н. П. Рябининой, Б. П. Шемякина и др. Дифференциация обучения экономике и специфика ее преподавания в школе, а также необходимость формирования экономической культуры школьника, как важное условие в формировании полноценной личности в современном социуме, описаны в трудах А. Ф. Аменда, А. С. Прутченкова, Л. П. Куракова, Г. Л. Смирнова, В.К Розова, и др. Важность перманентного экономического воспитания и обучения отмечены в работах Г. С. Яхиной, И. В. Липсиц, Л. Б. Азимова, И. А. Сасовой, П. П. Лузан. Обобщенный опыт обучения экономике и воспитания экономического мышления у подростков в общеобразовательных учреждениях изложен в работах А. В. Бояринцевой, В. С. Автономова, В. А. Полякова, Н. В. Новожиловой, Е. Г. Щетинина и др. В этих работах дан глубокий критический анализ достижений и негативного опыта ведения занятий по основам экономических знаний. Отдельные специфические педагогические стороны преподавания основ экономики и воспитания экономической культуры школьников представлены в работах Н. Я. Клепач, Ю. К. Васильева, Л. Е. Эпштейна.
Изучение современного педагогического опыта в средней школе, обзор и анализ современных научных исследований в данном направлении, позволяют нам говорить о том, что процессы экономического образования и воспитания школьников объединены единой стратегической целью, которая заключается в освоении базовых экономических знаний и формировании основных экономических навыков.
Анализ современных исследований, связанных с практикой преподавания основ экономических знаний и воспитания экономической культуры учащихся, а также самой теории вопроса однозначно говорит о том, что существуют две совершенно разные теоретические категории: «экономическое образование» и «экономическое воспитание». Однако различные авторы в своих исследования трактуют эти категории не совсем однозначно, иногда их считают практически идентичными, зачастую подменяя одну категорию другой. С нашей точки зрения, это несколько не точно отражает само содержание деятельности, связанной с формированием экономической культуры учащегося. Исходя из данных соображений, а также опираясь на собственный опыт преподавания экономических дисциплин в школе, попытаемся дать определение представленных выше понятий.
Экономическое образование — это, прежде всего обязательная часть общего образования, цель которой формирование полноценной личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей хотя бы на базовом уровне осуществлять экономически целесообразную деятельность. В этом контексте обучение основам экономических знаний в школе вполне конкретная теоретическая и практическая составляющая учебного процесса, которая представляет собой коллективную деятельность педагога и учащегося, в процессе которой учащиеся осваивают содержание экономического образования. Одним из наиболее важных компонентов обучения экономике наряду с методикой и технологией обучения экономике является и само содержание экономического образования, отражающее необходимые для школьника экономические компетенции в данной области знаний [1].
Если же мы говорим об экономическом воспитании учащихся, то здесь речь идет о несколько иной деятельности педагога, где в качестве основной цели, прежде всего, выступает формирование, таких качеств личности, которые характеризуют личность с точки зрения самодостаточности в части социально-экономической культуры и грамотного экономического мышления. Таким образом, основные усилия педагога в данном направлении должны быть сконцентрированы на воспитании у школьников гармоничного баланса между экономической культурой и нравственной основой современной личности в современном социуме в соответствии с аксиологическим подходом к образованию в целом. Основное теоретическое содержание экономического обучения в школе составляют знания о производстве и распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, производственной и семейной экономике. Эти знания направлены на приобретение учащимся целостного восприятия современных экономических и социальных отношений в обществе.
Основное практическое содержание экономического обучения в школе составляют умения учащимися применять на практике элементарные экономические компетенции, формирование адекватного экономического мышления, осознанное включение подростка в полноценные социально-экономические отношения и элементарную практическую деятельность в этой области. В рамках школьного образования можно совершать и углубленную подготовка на факультативных занятиях, где осуществляется изучение предметов по выбору, однако основная цель факультативных занятий — профориентационная подготовка школьника к дальнейшему профессиональному образованию по экономическим специальностям, таким как экономист, финансист, маркетолог, менеджер и т. д.
Представляется целесообразным в ракурсе нашей статьи более подробно остановиться на экономической культуре школьника. Сегодняшнее представление культуры личности в целом и школьника в частности можно трактовать как часть современной общечеловеческой культуры, отвечающей за экономическую компетенцию. То есть это способность личности эффективно выполнять различные социальные роли субъекта экономических отношений, более или менее свободно ориентироваться в современной рыночной экономике, участвовать в ней как в качестве потребителя, так и в качестве предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т. д.
Компетентностная структура экономической культуры школьника включает в себя три компонента:
– когнитивный компонент, представляющий собой некую совокупность экономических знаний, умений, навыков;
– операциональный компонент, представляющий собой способности школьника в практическом и осознанном применении экономических знаний, «экономические» действия в современном обществе;
– аксиологический компонент, представляющий собой понимание школьником социальной составляющей экономических действий и их соотнесение с общечеловеческим ценностям.
Формирование экономической культуры школьников, является уровневой процедурой, которая предполагает два уровня экономической подготовки учащихся.
I базовый уровень (1–9-й классы). На данном уровне учащихся готовят к жизни в современных условиях. Основными задачами данного этапа являются задачи по формированию начальных экономических знаний об окружающем мире, по усвоению элементарного экономического категориального аппарата, базовых экономических законов, по отработке умений правильного и адекватного применения экономических терминов, по анализу, прогнозированию и проектированию базовых экономических процессов и явлений; по приобретению школьниками умений работать с источниками экономической информации; по применению полученных экономических знаний.
II профильный уровень (10–11-й классы). На данном уровне учащиеся более углублено знакомятся с теорией экономики, как науки, историей экономики, предпосылками современных экономических явлений и процессов. Кроме того, учащиеся знакомятся с базовыми — начальными навыками профессиональной деятельности связанной с «экономическими» специальностями. Экономическое образование на данном этапе характеризуется вариативностью процесса обучения и определяется самим учебным заведением, его специализацией, типом, первоначальной подготовкой учащихся.
Проектирование формирования экономической культуры школьников позволяет определять основные компоненты данного феномена как системы и процесса. К компонентам системы формирования экономической культуры учащихся можно отнести: структуру самой экономической культуры, назначение ее отдельных структурных элементов, управленческую структура системы, обеспечение кадрами, характеристика учащихся, финансовое и нормативно-правовое сопровождение, материально-техническое обеспечение. К компонентам процесса формирования экономической культуры учащихся можно отнести: принципы, цели, задачи, методы, содержание и формы учебного процесса.
Таким образом, педагогическое проектирование, направленное на формирование экономической культуры представляет собой осознанный выбор некоего логически увязанного между собой симбиоза компонентов и элементов в соответствии с целью экономическо образования. При этом немаловажным вопросом педагогического проектирования является определение эффективности учебной деятельности, связанной с формированием экономической культуры школьников в условиях общеобразовательного учебного заведения. Для ее определения необходимы достаточно четкие и однозначно трактуемые критерии и показатели на уровне оценивания:
– знаний — когнитивного компонента;
– умений — содержательно-операционного компонента;
– навыков самооценки — оценочно-рефлексивного компонента;
– навыков общения — коммуникативного компонента.
Кроме этих критериев, в современных литературных источниках отдельно выделяют показатели эффективности и успешности экономического образования на основе его задач в обучающей сфере. Эти показатели позволяют оценивать базовые знания учащихся о принципах и закономерностях функционирования современной экономики, элементарные умения в организации и ведении предпринимательской — трудовой деятельности; осмысленность и осознанность своего собственного индивидуального экономического потенциала, наличие четкого и мотивированного интереса к экономическим проблемам, осознанную потребность в экономических знаниях, стремление к цивилизованному предпринимательству [2].
Кроме того, критическое экономическое мышление школьника формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь [3].
Можно сделать вывод о том, что экономическая культура школьника проявляется в наличии у него функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.
Литература:
- Акчупанова Р. К., Яхина И. Р. Воспитание экономической культуры учащихся. //Сборник трудов I-ой научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, ученых. — Уфа: ООО «Клауд Кэпитал».- 2015.- С.89–93.
- Акимов В. В., Мерзляков В. Ф., Огай К. А. Основы экономических знаний.- Москва. — 2012.
- Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Москва: Педагогическое общество России. — 2013.