Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.10.2015

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Жаксылыкова, Г. Т. Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика / Г. Т. Жаксылыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.2 (99.2). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22502/ (дата обращения: 23.11.2024).

Дифференциация обучения является в настоящее время одной из ключевых позиций обновления школы и средством установления оптимальных отношений между потребностями общества в образовательном потенциале его членов, личностной ориентацией каждого человека. Всем известна цель профильного обучения: удовлетворять интересы школьников на уроках путем прикладной направленности профилирующих предметов. В этом случае учащиеся, выбравшие профиль обучения в соответствии со своими интересами и склонностями, могут развивать их на различных направлениях данного профиля. Сложившаяся в нашей стране единообразная система школьного образования с фактически застывшими статичными организационными формами содержанием и методами обучения сейчас существенно реорганизуется и в центре ее должна быть личность учащегося его интересы, склонности, способности и потребности.

Психологические исследования показали, что многие учащиеся при выборе направления обучения руководствуются не только своими интересами, склонностями и способностями, но и такими факторами, как престижность школы, советы друзей, родителей, знания о профессиях из средств массовой информации. Поэтому возможен выбор профессии, несовпадающий со склонностями и способностями. А поэтому задача учителя помочь учащимся в выборе профиля обучения в соответствии с их психологическими особенностями и учитывать эти особенности в своей дальнейшей работе со школьниками.

Краткий обзор мною организации профильного обучения в трех ведущих странах мира с сопоставлением многолетного опыта дифференциации обучения в старшем звене казахстанской школы позволяет сделать следующие выводы:

1.    Обилие и разнообразие направлений обучения в старших классах позволяет учитывать склонности и способности всех учащихся, а также потребности государства в различных специалистах.

2.    Ориентации курсов математики на тот или иной общий профиль в значительной мере направлен на возможно более полное удовлетворение склонностей учащихся при овладении ими будущей специальностью.

3.    Наличие большого числа математических курсов по выбору для учащихся в сочетании с минимальном объемом обязательных курсов, в недостаточной мере обеспечивает полноценное базовое математическое образование. Способности и склонности детей могут быть учтены не только в момент выбора профиля (или типа учебного заведения), но и в ходе существующего обучения за счет гибкости учебных планов и программ.

В настоящее время происходит бурная всеохватывающая математизация многих наук. Она основана на широком использовании математики как языка науки и математических моделей. Математический язык служит для точного, однозначного описания понятий и эмпирически найденных зависимостей во многих науках. Математический язык дает возможность осуществлять проверку найденных зависимостей путем сопоставления вычислительных показателей с экспериментально найденными их значениями. Этот процесс Л.М.Фридман охарактеризовал так: «уровень использования языка математики является показателем уровня развития данной науки». Он считает, что «следствием такого широкого проникновения математических методов познания во все области научного исследования явилось единство принципов человеческого познания» и, поэтому математические методы «получают все больше и больше статус всеобщих методов «познания». [1]. В свою очередь, экономика это прикладная наука, опирающаяся на реальной действительности, тесно связанная с конкретными объектами, широко использующая цифры, рассмотрение фактических данных. В условиях рыночной экономики, активизации человеческого фактора и научно-технического прогресса, экономическому образованию и воспитанию придается первостепенное значение. Рынок – это не только конкуренция знаний, это культура, традиции, навыки. Поэтому задачи образования усложняются и необходимо использовать различные методы адаптации и дифференцированного обучения, инновационные методы, чтобы снять психологическую и социальную напряженность. В этом поможет активная позиция ребят в учебном процессе, где они не просто усвоят, но и познают мир, вступая в диалог с преподавателем, отстаивая свои экономические решения и право на выбор поля своей деятельности, проявляя такие качества как самоменеджмент, коммуникативную и информационную компетентность.

По мнению И.М.Бобко « ... наряду с образовательной подготовкой в школе дается определенная профессиональная ориентация. То есть школьники должны познакомиться с определенными профессиями, специальностями, с тем, чтобы выбрать себе ту профессию, ту специальность, то направление в жизни и работе, которому они предназначены природой, их генетической структурой, воспитанием и наклонностями. Наряду с этим школьники должны приобрести определенные понятия об общей культуре и навыки поведения человека ... в обществе, в учении, ... в процессе коллективного общения, в процессе приобретения своей будущей специальности. ... В качестве фундаментального направления в этом плане можно считать, например, экономическую культуру» [2].

Формирование экономико-математической культуры школьников представляется так:

-       квалификация учителя;

-       школьные предметы (математика, экономика);

-       урок математики (с общеэкономическими понятиями и использование математического аппарата в пределах программирования);

-       внеклассные занятия (расширение неиспользованного математического аппарата в экономике);

-       ученик, обладающий современным экономико-математическим образованием.

Система подготовки учителей решает ряд взаимообусловленных и взаимосвязанных задач, что является условием достижения главной цели. Главной целью подготовки учителей к экономическому образованию является поддержка уровня профессиональной квалификации учителя и приведение ее в соответствие с современными требованиями [3].

Учитель решает целый ряд управленческих задач: сбор и обработка информации, анализ, диагноз, прогноз, система отношений, установление на этой основе цели, последующая конкретизация общих решений в виде планирования, проектирования, организации деятельности для выполнения решений, контроль за этой деятельностью, сбор и обработка информации о результатах деятельности, и далее новый цикл управляющего процесса.

В связи с этим определилась по системно-образным компонентам в подготовке учителей:

-       содержательный (знания, являющиеся фундаментальными в экономической подготовке);

-       диагностический (освоив диагностический подход к экономическому образованию, учитель сможет эффективно решать конструктивно-проектированные, организационные и другие задачи).

Повышение квалификации педагогов это необходимость, вызванная быстрым ростом потока информации, старением и обновлением знаний. С одной стороны идет процесс обновления образования, а с другой – кризисные явления снижают возможность педагогов получить новую информацию. Это отрицательно сказывается на уровне профессиональной компетентности педагогов. Им сложно разобраться в инновационных процессах образования, разработать и обосновать собственные подходы к обучению и воспитанию, приобрести новые знания из области психолого-педагогической науки, методики и теории преподавания предмета.

В качестве критериев методической подготовленности учитель выделяет экономическое воспитание в процессе обучения, экономическое воспитание в процессе общественно-полезного, производственного труда, экономическое воспитание во внеклассной работе, профориентацию, взаимодействие с семьями учащегося в экономическом воспитании, взаимодействие с органами ученического самоуправления в экономическом воспитании школьников.

Вытекает предложение, что если формирование на базе школ классов экономического направления, решение вопросов поступления в вуз (договор с вузом), оценка за экзамен по экономике и оценка из аттестата будут является вступительным на факультет экономики и менеджмента, то можно считать что процесс будет иметь твердую почву. Тогда необходимо не только создать систему экономического образования, т.е. ввести экономические дисциплины, но и использовать элементы экономики в других науках и предметах на основе межпредметных связей «педагогики» в курсы основных предметов и ввести экономические аспекты истории развития экономического мышления.

В сложившейся ситуации коллективы школ призваны уделять необходимое внимание вопросам начальной экономической подготовки своих воспитанников. Общество заинтересовано в том, чтобы завершенность образования выпускников школы означала определенный уровень их экономической воспитанности, то есть владение современным экономическим мышлением, системой научных экономических знаний, умений, навыков экономической деятельности, а также сформированность экономически значимых качеств личности, проявляющих в повседневном экономическом поведении, повышении экономического образования.

Обосновывается эффективность таких форм и методов обучения как экономико-математические кружки, которые являются важным резервом в формировании экономико-математической культуры.

Предлагаю проект кружковой работы по следующим уровням:

1 уровень – «Экономика домашнего хозяйства» 6-7 классы (лабораторные работы – деловые игры с анализом либо задания, либо конкретной экономической ситуации);

2 уровень – 8-9 классы «Экономическая потребность рынка» (адаптация учащихся в условиях рынка потребления товаров), новая терминология, связь продавец-покупатель, основы формирования цены на потребления на рынке, изучение процесса обмена и продажи потребительских товаров (производственная практика), элементы маркетинговых исследований, основы правовой защиты интересов покупателей и т.д.

3 уровень – экономика рынка ресурсов и предпринимательства ( образование и функционирование предпринимательства различных организационно-правовых форм, организация бизнеса в области материального производства на основе составных частей рынка ресурсов: средств производства, рабочей силы и ценных бумаг), вопросы маркетинга, менеджмента, составление бизнес-плана, оценка эффективного использования элементов рынка ресурсов, вопросы предпринимательства в финансовой среде, ссуды, кредиты, ипотека и др.

В заключении это создание собственного предприятия, творческой работы «Человек и его жилище», «Деньги», побывать в «городе деловых людей», «пограничная застава с государством «Математика», пройти по шоссе экономических терминов, поработать на прииске «Золотые россыпи». Защита проектов, присутствие руководителей фирм и менеджеров, специалистов, экспертов-преподавателей инженерно-экономической академии».

 

Литература:

1.      Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - с. 183.

2.      Бобко И.М. Вопросы профессиональной ориентации. – Москва, 1987. - с. 5-6.

3.      Дарвинский А.В., Панагин Ф.Г. Психолого-педагогические основы обучения. - М.: Просвещение, 2001.

4.      Аксакалова Г.П. Методическое пособие по факультативному курсу «Основы экономическо-социальной промышленностей». Пособие для учителя 2-е издание, перераб. – Москва, Просвещение, 1984. - с. 92.

5.      Баева Ю.И., Каданер А.П. Сборник задач «Путешествия в страну «Экономика». - Санкт-Петербург, 1996. - с. 18.

 

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, экономическое воспитание, будущая специальность, математический язык, метод обучения, профильное обучение, склонность, способность, учащийся.


Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как жанра педагогического дискурса

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как жанра педагогического дискурса

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Задать вопрос