Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Также рассматриваются вопросы о «компетентности» и «квалификации» — основных критериях профессионализма.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, квалификация работников образования, инновации, самообразование.
В настоящее время система образования во многих странах претерпевает существенные изменения. Тем не менее, все реформы, происходящие в данной сфере, фокусируются на одном исполнителе — преподавателе. И для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним целей и задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма и квалификации. Н. В. Гоголь в свое время писал: «чтобы воспитать другого, мы должны воспитать себя». Преобразования, происходящие в системе образования, внедрение инноваций — всё это формирует новые образовательные потребности педагогов.
Что такое профессионализм? Это особое свойство людей систематически и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Также необходимо добавить, что важным элементом профессионализма человека является профессиональная компетентность и грамотность.
Также необходимо различать смысл понятий «квалификация» и «компетентность». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий человеку выполнять работу на определенном рабочем месте.
Наличие у человека диплома, подтверждающего уровень его квалификации — это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Профессионализм — это навык, приобретаемый годами, а также его реализация во время практической деятельности. Ни для кого не секрет, что именно эта составная педагогического процесса является гарантией качественного образования выпускников школ и вузов.
По мнению Андреева А. А., «качество интеллектуального развития отражает собой развитость интеллекта человека, его интеллектуальных способностей и умений, в первую очередь качество мышления, гностических умений, владение алгоритмами познания, уровень владения процедурами классификации, систематизации, проблематизации, распознавания, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа и т. д». [1, 201].
Для профессионала также важна результативность деятельности и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), т.е. при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности труда профессионала [2, 69]. Профессионализм, которым должен обладать каждый преподаватель, включает в себя схожие критерии: профессиональные знания, умения и навыки, а также самообразование и креативность.
Как отмечает Ясвин В. А., «Одной из приоритетных задач системы повышения квалификации в современных условиях является активизация разработки новых средств, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений» [3, 248]. Действительно, в последнее время выпускается множество литературы для самообразования педагогов, проводятся мероприятия по повышению квалификации работников образования. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Также следует отметить, что одарённый учитель владеет педагогической ситуацией и, как следствие, в состоянии контролировать и направлять учебную деятельность учеников. С другой стороны, сложность и многоаспектность данной проблемы влечет за собой множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры, а также методам изучения и средствам её формирования. Данной проблеме посвящено большое количество монографий. В результате своей трудовой деятельности педагог развивает свои потенциальные способности, изыскивает оптимальные варианты использования внутреннего ресурса, применяя их на практике.
Актуальность данного направления совершенствования методической работы в учебных заведениях объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки [4, 5].
Также по мнению многих ученых-педагогов, внедрение инноваций является необходимостью для повышения качества образования, поскольку модернизация и нововведения в образовательной системе повышают уровень эффективности работы и саморазвития.
Что же касается теоретических знаний и практических умений учителя, то к сожалению, зачастую между ними остается большой разрыв; это обусловлено отсутствием у педагога практических навыков и умений. Это также объясняется тем, что преподаватель готов к своей деятельности лишь теоретически и даже во время трудовой деятельности опыт приходит к нему очень медленно. Тут возникает вопрос: в чем причина, порождающая отставание практики от теории? Ответ прост: педагог стремится активировать свои действия лишь в плане своего предмета, пренебрегая педагогической культурой, а также он не владеет достаточными знаниями о современных смыслах образования.
На сегодняшний день обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Условием успешной социализации учащихся школ является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.
Литература:
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. М. 2002.
2. Дружилов С. А. Профессионализм педагога: психологический ракурс // Педагогика. — 2012. № 6.
3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. 1997.
4. Проект «Создание эффективной структуры методической работы с целью повышения качества образования». (на базе Лицея № 78 им. А. С. Пушкина.) Набережные Челны. 2010.