Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства
Авторы: Абдрахманова Асем Майдановна, Досмуханова Айна Куандыковна
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 30.01.2014
Статья просмотрена: 739 раз
Библиографическое описание:
Абдрахманова, А. М. Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства / А. М. Абдрахманова, А. К. Досмуханова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4936/ (дата обращения: 16.11.2024).
Самое главное — есть завтрашний день, еще более светлый и содержательный, чем день сегодняшний.
Н.А. Назарбаев
В условиях складывающейся жесткой конкуренции на рынке труда обостряются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой педагогических кадров, непрерывным совершенствованием ими знаний, умений и навыков трудовой деятельности. Одним из этапов непрерывного педагогического образования является всестороннее развитие будущего педагога, формирование его общей культуры. Вместе с тем исследование феномена социально-экономической культуры (и условий реализации процесса ее формирования) как части общей культуры будущего педагога позволит, на мой взгляд, изменить принципиальную направленность и содержания, и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Само по себе формирование экономической культуры — задача чрезвычайно сложная. В качестве методологических оснований формирования социально-экономической культуры будущего специалиста необходимо выделить следующие подходы:
- исторический, когда понятие «культура» рассматривается с точки зрения ее диалектической роли в развитии общественного устройства;
- культурологический, позволяющий анализировать данный феномен с учетом социально-экономических и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем;
- системно-целостный, когда все компоненты непрерывного педагогического образования рассматриваются как взаимосвязанные, представляющие целостную целенаправленно развивающуюся систему;
- деятельностный, позволяющий при подготовке будущих специалистов реализовать важнейший принцип педагогики — единство теории и практики;
- аксиологический, предполагающий ориентацию на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в профессионально-педагогической деятельности;
- социокультурный, в контексте которого общество понимается как единство культуры и социальности, образуемое деятельностью человека;
- компетентностный, имеющий в виду сформированность различных видов компетентности.
Современная стратегия модернизации казахстанского образования во многом задает и основную цель профессионального образования: подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Очевидно, что такой специалист должен обладать глубокими теоретическими знаниями не только в сфере своей профессиональной деятельности, но и в области социально-экономического знания.
Впрочем, аналогичная тенденция характерна для всех промышленно развитых стран мира. Так, Великобритания и США одними из первых провели ряд реформ в образовании, нацеленных на формирование умения учащихся не только «преподнести», но и «продать» свои знания, умения и предприимчивость на глобальном рынке труда.
В данном случае для нас особый интерес представляет опыт развития образования в Великобритании. С 20-х гг. XX в. система образования в стране была децентрализованной. Движение за создание общего содержания образования началось в Великобритании в едином национальном содержании, и была воплощена в законе о реформе образования в 1988 г. Цель реформы была связана с повышением качества образования в стране. Формулировалась она следующим образом: «Неуклонно повышать уровень образования, причем, по крайней мере, также быстро, как он растет в странах-соперницах». Необходимость такого решения была вызвана тем, что система образования вынуждена была всё больше ориентироваться на перспективные потребности рынка труда, формировать стратегическое видение своего развития с учетом этих потребностей и глобальных тенденций, определяющих появление новых и изменение существующих рынков квалифицированных специалистов.
В США в системе образования инициирующая роль в значительной степени принадлежит обществу, а не государству. Общество, представленное в виде спроса на рынке труда, доводит свои потребности до вузов и контролирует качество подготовки студентов. В каждом штате действуют службы содействия трудоустройству выпускников.
Учебные программы США, а также в целом всего профессионального образования, разработаны таким образом, чтобы рынок труда страны стабильно и в достаточном объеме пополнялся рабочей силой необходимой квалификации и специализации. В программах много внимания уделяется формированию умений принимать экономические решения.
Складывается впечатление, что в последние десятилетия развитие образования в США весьма позитивно сказывается на экономическом развитии страны, прежде всего в части формирования главного экономического ресурса общества — человеческого капитала.
В Японии политика преобразований в образовании рассматривается в неразрывной связи с национальной политикой в целом, связанной с происходящими в стране переменами. Задачи, решаемые университетами Японии, связаны с созданием насыщенной образовательной среды, ориентированной на самые разные и сложные политические, экономические и социальные потребности общества. Учебные заведения Японии расширяют связи с предпринимательским сектором. Вся система подготовки специалиста «работает» под заказ общества, на воспитание экономического мышления выпускников.
Таким образом, хотя системы образования разных стран значительно отличаются друг от друга, но для них характерно и наличие немалого числа общих проблем, отражающих тенденции развития системы образования в мире, что определяет и общность основных направлений преобразований в разных странах. Главные причины серьезных изменений в области образования за последние два-три десятилетия — научно-техническая революция, а в более широком плане — экономика.
Структурные сдвиги в стране приводят к глубоким изменениям профессионально-квалификационного состава населения. Изменения производственной структуры невозможны без эффективно функционирующей системы образования; которое готовит политическую и интеллектуальную элиту, необходимую для управления социально-экономическими процессами.
Организация экономического образования, направленное на формирование экономически культурной личности, предполагает многолетний период осмысления, разработку программы действий в масштабе всей страны и конкретных образовательных учреждений.
Для казахстанской педагогики проблема формирования экономической культуры, экономического мышления, социально и экономически ориентированной деятельности учащихся, безусловно, относится к числу важнейших задач подготовки будущих специалистов. Во многом это обусловлено тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально-экономического прогресса, поскольку ее непосредственная функция — повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.
В настоящее время система образования в Казахстане развивается в русле рыночных преобразований. Основным фактором обновления и совершенствования профессионального образования также выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, новых современных технологий, рынка труда, а также перспективные потребности их развития.
Одна из важнейших проблем отечественного образования видится в несоответствии уровня выпускаемых специалистов потребностям общества, динамике социально-экономического развития страны. Сложившийся рынок труда еще не стабилен, подвержен конъюнктурным колебаниям. Вместе с тем система образования уже должна соответствующим образом реагировать на происходящие перемены. Но сегодня профессиональное образование пока не готово решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню подготовки специалистов.
Одна из новых задач видится в такой подготовке студентов, которая обеспечила бы их востребованность на рынке труда, служила гарантией трудоустройства. Но на практике большинство образовательных учреждений все еще приобщает будущих специалистов к жесткой системе знаний, умений и навыков, исключая формирование потребности в профессиональном становлении и самоопределении, не учитывают современные требования профессиональной среды. Такой подход не гарантирует выпускникам социальную защиту, не готовит их к жизни в условиях рынка.
В своем Послании 2012 года Президент Республики Казахстан охватил все основные направления и расставил приоритеты текущей социально-экономической жизни нашей страны. Для нас особенно важны акценты на дальнейшем развитии образования. В первую очередь, это функциональная подготовка будущих специалистов, внедрение новых технологий обучения и, самое важное для нас, — подготовка квалифицированных кадров международного уровня, гармонично и всесторонне развитых. Это возлагает на нас, преподавателей, огромную ответственность и определяет новые задачи и направления.
Литература:
1. Воскресенская Н. М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах // Вопросы образования. — 2004. -N 3. — С. 143–161.
2. Карташевич А. Н., Носкова С. А., Скикевич Т. И. Высшее образование в США // Педагогика. — 2004. — N 3. — С. 93–95.
3. Юхиро Анзай. Университетская реформа в Японии: состояние и перспективы //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2003. — N 8. — С. 39–42.