Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности
Автор: Абишева Мира Муратовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 18.04.2014
Статья просмотрена: 1817 раз
Библиографическое описание:
Абишева, М. М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности / М. М. Абишева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5528/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.
Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.
Социально активная личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.
Стремление к объединению — естественная потребность детей и подростков. В объединении с другими ребенок видит возможность самозащиты, самоопределения себя как личности, единственной в своем роде, и как члена общества себе подобных.
Особенно благодатная почва для такого объединения, имеется в системе дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где есть условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта от старших к младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.
Одним из таких учреждений является бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» (далее — «Детский ЭкоЦентр»). Его суть состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.
Целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Детский ЭкоЦентр — это:
- квалифицированные кадры;
- общественно-активное учреждение, имеющее партнерские отношения с научными центрами, различными учреждениями образования и культуры, властными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации;
- разработчик локальных и сетевых инновационных проектов;
- организатор занятости и досуга подростков и молодежи;
- центр массовых мероприятий;
- региональный представитель проведения Всероссийских и Международных мероприятий;
- организатор летних экологических лагерей, региональных и международных экспедиций;
- центр проведения круглых столов, семинаров, конференций;
- центр досуга матери и ребенка;
- центр реабилитации животных.
Детский Эколого-биологический центр располагает значительными возможностями и ресурсами для выполнения поставленных задач, а также для развития познавательной мотивации. Воспитанники обучаются по программам, предусматривающим учебную нагрузку на четыре, шесть или девять часов в неделю. Это позволяет стимулировать их творческую деятельность, направлять их личностное развитие.
Детский ЭкоЦентр, как учреждение дополнительного образования детей ориентируется на создание условий для формирования каждым ребенком осознанных и системных представлений о самом себе, об окружающем мире.
В учреждении разработаны и используются 56 образовательных программ.
- 2 — модифицированные,
- 48 — авторских,
- 4 — экспериментальных.
Сроки реализации образовательных программ предусматривают в равных долях программы одного и более трех лет обучения, большинство программ рассчитаны на 2 года обучения.
Программы охватывают все возрастные категории детей. В меньшей степени представлены программы дошкольного и начального образования в связи со спецификой учреждения — учебно-исследовательской направленностью.
Учреждение работает по 6 направлениям:
- эколого-биологическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- научно-техническое,
- художественно—эстетическое;
- туристско-краеведческое.
Из них наиболее полно представлено эколого-биологическое, определяющее сущность учреждения.
В Детском ЭкоЦентре образовательный процесс осуществляется в 4 учебных отделах:
- отдел зоологии
- отдел ботаники
- отдел экологии
- малая экологическая академия,
в которых представлены все образовательные программы.
В каждом из отделов работают от 48 до 60 объединений, в них обучаются более 2500 воспитанников.
Результаты исследования удовлетворённости образовательным процессом воспитанников и их родителей показали, что занятия в детских объединениях способствуют:
- развитию навыков общения со сверстниками;
- развитию творческих способностей;
- дают возможность самореализоваться;
- способствуют профессиональному и жизненному выбору;
- проведению интересного досуга;
- формируют уверенность в себе;
- способствуют готовности к самостоятельной жизни.
В процессе реализации Программы развития составлена модельвыпускника Детского Эколого–биологического Центра, который должен сформироваться в результате воздействия, как конкретного объединения, так и всей образовательной среды. По нашему мнению, воспитанник должен обладать следующими качествами:
- владеть достаточным уровнем экологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования,
- быть социально адаптированным в современном обществе;
- быть готовым к профессиональному и жизненному самоопределению;
- стремиться к развитию духовных и нравственных качеств;
- иметь развитые чувства патриотизма и гражданственности;
- иметь развитые творческие способности;
- стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- быть готовым вести здоровый образ жизни.
Высокое качество подготовки воспитанников Детского ЭкоЦентра проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, различных экологических акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов.
Стабильно высоким остается процент участия в Региональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза», конкурсе «Твердые бытовые отходы — наша общая проблема», конкурс «Лучшее экологическое объединение», «Чистая река — здоровый город», интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года», региональном этапе Всероссийского и Международного экологического форума «Зеленая планета», региональном этапе Российского конкурса водных проектов старшеклассников.
Воспитательная работа строится на основании Типового положения об учреждении дополнительного образования (1994г.), Устава Детского ЭкоЦентра, в соответствии с образовательными программами педагогов.
Дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство организуемой образовательной и воспитательной деятельности (познавательной, развивающей, коммуникативной и др.).
Воспитательная система работы в Детском ЭкоЦентре охватывает всех участников образовательного процесса, а именно педагогов, воспитанников и родителей.
Продуктом многолетней работы ЭкоЦентра является:
- повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;
- увеличение участников и призёров научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня в 2 раза;
- разработана модель воспитанника Детского ЭкоЦентра;
- внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс педагогами.
- участие в Международном проекте «Сохранения природного и культурного наследия»;
- работает на базе Детского ЭкоЦентра областная опытно- экспериментальная площадка «По повышению профессиональной компетентности педагогов по средствам локальных инновационных проектов» — «Малая экологическая академия»;
- разработана и реализуется программа «Общественно-активное учреждение»;
- участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ и методических разработок;
- городской конкурс педагогов, активно внедряющих инновационные технологии, где педагогами получены сертификаты на муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей — обучение педагогов в Голландии и Америке.
Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей микрорайона.
Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.