Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 18.04.2014

Статья просмотрена: 1804 раза

Библиографическое описание:

Абишева, М. М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности / М. М. Абишева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5528/ (дата обращения: 15.11.2024).

Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Социально активная личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.

Стремление к объединению — естественная потребность детей и подростков. В объединении с другими ребенок видит возможность самозащиты, самоопределения себя как личности, единственной в своем роде, и как члена общества себе подобных.

Особенно благодатная почва для такого объединения, имеется в системе дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где есть условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта от старших к младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.

Одним из таких учреждений является бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» (далее — «Детский ЭкоЦентр»). Его суть состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.

Целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Детский ЭкоЦентр — это:

-        квалифицированные кадры;

-        общественно-активное учреждение, имеющее партнерские отношения с научными центрами, различными учреждениями образования и культуры, властными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации;

-        разработчик локальных и сетевых инновационных проектов;

-        организатор занятости и досуга подростков и молодежи;

-        центр массовых мероприятий;

-        региональный представитель проведения Всероссийских и Международных мероприятий;

-        организатор летних экологических лагерей, региональных и международных экспедиций;

-        центр проведения круглых столов, семинаров, конференций;

-        центр досуга матери и ребенка;

-        центр реабилитации животных.

Детский Эколого-биологический центр располагает значительными возможностями и ресурсами для выполнения поставленных задач, а также для развития познавательной мотивации. Воспитанники обучаются по программам, предусматривающим учебную нагрузку на четыре, шесть или девять часов в неделю. Это позволяет стимулировать их творческую деятельность, направлять их личностное развитие.

Детский ЭкоЦентр, как учреждение дополнительного образования детей ориентируется на создание условий для формирования каждым ребенком осознанных и системных представлений о самом себе, об окружающем мире.

В учреждении разработаны и используются 56 образовательных программ.

-        2 — модифицированные,

-        48 — авторских,

-        4 — экспериментальных.

Сроки реализации образовательных программ предусматривают в равных долях программы одного и более трех лет обучения, большинство программ рассчитаны на 2 года обучения.

Программы охватывают все возрастные категории детей. В меньшей степени представлены программы дошкольного и начального образования в связи со спецификой учреждения — учебно-исследовательской направленностью.

Учреждение работает по 6 направлениям:

-        эколого-биологическое;

-        социально-педагогическое;

-        культурологическое;

-        научно-техническое,

-        художественно—эстетическое;

-        туристско-краеведческое.

Из них наиболее полно представлено эколого-биологическое, определяющее сущность учреждения.

В Детском ЭкоЦентре образовательный процесс осуществляется в 4 учебных отделах:

-       отдел зоологии

-       отдел ботаники

-       отдел экологии

-       малая экологическая академия,

в которых представлены все образовательные программы.

В каждом из отделов работают от 48 до 60 объединений, в них обучаются более 2500 воспитанников.

Результаты исследования удовлетворённости образовательным процессом воспитанников и их родителей показали, что занятия в детских объединениях способствуют:

-        развитию навыков общения со сверстниками;

-        развитию творческих способностей;

-        дают возможность самореализоваться;

-        способствуют профессиональному и жизненному выбору;

-        проведению интересного досуга;

-        формируют уверенность в себе;

-        способствуют готовности к самостоятельной жизни.

В процессе реализации Программы развития составлена модельвыпускника Детского Эколого–биологического Центра, который должен сформироваться в результате воздействия, как конкретного объединения, так и всей образовательной среды. По нашему мнению, воспитанник должен обладать следующими качествами:

-        владеть достаточным уровнем экологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования,

-        быть социально адаптированным в современном обществе;

-        быть готовым к профессиональному и жизненному самоопределению;

-        стремиться к развитию духовных и нравственных качеств;

-        иметь развитые чувства патриотизма и гражданственности;

-        иметь развитые творческие способности;

-        стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;

-        быть готовым вести здоровый образ жизни.

Высокое качество подготовки воспитанников Детского ЭкоЦентра проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, различных экологических акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов.

Стабильно высоким остается процент участия в Региональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза», конкурсе «Твердые бытовые отходы — наша общая проблема», конкурс «Лучшее экологическое объединение», «Чистая река — здоровый город», интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года», региональном этапе Всероссийского и Международного экологического форума «Зеленая планета», региональном этапе Российского конкурса водных проектов старшеклассников.

Воспитательная работа строится на основании Типового положения об учреждении дополнительного образования (1994г.), Устава Детского ЭкоЦентра, в соответствии с образовательными программами педагогов.

Дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство организуемой образовательной и воспитательной деятельности (познавательной, развивающей, коммуникативной и др.).

Воспитательная система работы в Детском ЭкоЦентре охватывает всех участников образовательного процесса, а именно педагогов, воспитанников и родителей.

Продуктом многолетней работы ЭкоЦентра является:

-       повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;

-       увеличение участников и призёров научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня в 2 раза;

-       разработана модель воспитанника Детского ЭкоЦентра;

-       внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс педагогами.

-       участие в Международном проекте «Сохранения природного и культурного наследия»;

-       работает на базе Детского ЭкоЦентра областная опытно- экспериментальная площадка «По повышению профессиональной компетентности педагогов по средствам локальных инновационных проектов» — «Малая экологическая академия»;

-       разработана и реализуется программа «Общественно-активное учреждение»;

-       участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ и методических разработок;

-       городской конкурс педагогов, активно внедряющих инновационные технологии, где педагогами получены сертификаты на муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей — обучение педагогов в Голландии и Америке.

Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей микрорайона.

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательный процесс, программа, учреждение, активная личность, дополнительное образование детей, объединение, региональный этап.