Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абраменко, И. М. Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка / И. М. Абраменко, А. Ю. Тарасова, Д. А. Бондарева, Т. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117020/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из важных задач воспитания ребенка является формирование не пассивно созерцающей, а активно преобразующей действительность личности. И в этом процессе важное место занимает трудовое воспитание. Оно обусловлено значением труда в жизни человека, которое К. Д. Ушинский охарактеризовал таким образом: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь» [3].

Педагогика, в том числе и народная, традиционно использовала труд как основной способ формирования и развития личности, социального субъекта. Различные аспекты трудового воспитания (значение, содержание, формы, методы) и его практическое применение исследовали Я. Коменский, И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и многие другие известные педагоги. Важное значение трудового воспитания признается и сегодня. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовая деятельность дошкольников рассматривается и как ценность, формирующая и развивающая нравственные качества ребенка, и как средство его социализации и формирования личности [4].

Однако в современных условиях отношение к трудовой деятельности детей, к трудовому воспитанию несколько изменилось. В силу идеологических, мировоззренческих девиаций, разрушения традиционных систем ценностных ориентиров, в частности, извращенного понимания свободы личности, отношение к трудовому воспитанию, приобщению детей к труду в значительной части общества в предыдущие годы становилось негативным. Этому способствовали изменения технологических возможностей человека, ритма жизни, всеобщий кризис саморазвития личности, например, возникновение и распространение различных форм аддикций.

Вместе с тем, труд — это целенаправленная и осознанная деятельность по изменению жизненного пространства, созданию новых предметов. Но каждый новый феномен (материальный или духовный) имеет свою идею. Поэтому следует понимать труд как проявление свободы личности, которое требует созидания идей и смыслов, становящихся, в свою очередь феноменами ее духовной жизни. Иными словами, труд — это проявление свободы личности, которое обязательно ее изменяет, формирует. Например, в раннем возрасте труд помогает развить мелкую моторику, выносливость, усидчивость, ловкость, наблюдательность, ответственность, память, цветовосприятие и другие качества. Также труд может воспитать и отрицательные качества в ребенке: жадность, индивидуализм и другие. То есть направление и результат изменений личности могут быть различными и зависят от многих факторов: мотивации, оценки результатов труда и трудового процесса в социальной среде и самооценки, вида трудовой деятельности, посильности поставленных задач и т. д.

Всякий, даже самый монотонный трудовой процесс содержит элементы творчества. Именно поэтому труд имеет огромный потенциал формирования и развития личности. Так, В. А. Сухомлинский отмечал: «Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть. Трудно переоценить значение того, что уже в годы детства, на пороге отрочества человек осознает свои творческие силы и способности. В этом осознании — самая сущность формирования личности». [2] Таким образом, обязательным условием позитивного влияния труда на формирование личности ребенка являются позитивные эмоции, вызванные как в процессе труда, так и при оценке его результатов.

Поскольку труд — это всегда творчество, то есть создание некой новизны, обновление мира, лучшим мотивом трудовой деятельности является стремление к ранее неизвестному, новому, интересному. Для ребенка естественно интересоваться всем этим. Именно поэтому с первых лет жизни он пытается копировать поведение взрослых и сверстников, в том числе и трудовые процессы: мыть посуду, застилать постель, полоть грядки, ремонтировать бытовые приборы, пылесосить. На этом этапе очень важно закрепить стремление к труду позитивными эмоциями: разумной похвалой, словами благодарности, созданием ощущения причастности к коллективному результату (например, подчеркиванием, что малыш помогал готовить пищу, убирать и теперь все пользуются результатом его труда), внесением в трудовой процесс элементов игры.

Наиболее благоприятные условия для всего этого присутствуют только в семье. Именно в семье ребенок может держать и подавать слесарный инструмент, пытаться самому закрутить гайку, помыть посуду. В дошкольном учреждении обеспечить это в таком объеме невозможно.

Одним из первых мотивов в жизни ребенка становится стремление к самостоятельности и самоутверждению. Он стремится сам одеться и раздеться, помыть руки. Эти действия, сначала неумелые, могут требовать исправления ошибок взрослыми, их внимания, времени, терпения, индивидуального подхода, и потому наиболее успешными также могут быть только в семье. А в дошкольном учреждении они могут и должны только закрепляться. В то же время следует понимать, что важность и особенности трудового воспитания, в частности важность раннего привлечения ребенка к самообслуживанию, в полной мере должны оценить педагоги. Поэтому на них лежит обязанность предоставить родителям и методическую поддержку, и объяснить значение и важность педагогических методов и приёмов.

Оптимальным началом трудового воспитания ребенка будет поощрение стремления самостоятельно себя обслуживать. Это обуславливается потребностью ребенка в самоутверждении и самостоятельности. Соответственно и первыми направлениями трудового воспитания будет формирование культуры ухода за собой (мытье рук, одевание и раздевание) культуры ухода за вещами (одеждой, игрушками), позднее культуры трапезы (пользование столовыми приборами, мытье посуды, сервировка).

Постепенно от обучения самообслуживанию необходимо переходить к отдельным поручениям. Это позволит расширить объем приобретаемых навыков и постепенно переходить к обслуживанию потребностей всей семьи: помыть не только свою посуду, разложить гаечные ключи по размеру, полить вместе со взрослыми грядку, вымыть фрукты, убрать в комнате. Ребенок охотно копирует поведение взрослых. Поэтому пробуждать его интерес к домашнему труду необходимо личным примером (аккуратностью, ответственностью, бережливостью). Важно разъяснять ребенку последовательность и значение трудовых операций, значимость того или иного поручения для нормальной жизнедеятельности семьи.

Выполнение той или иной посильной работы будет иметь большую привлекательность при использовании элементов игры. Значение игры в воспитании ребенка — это отдельная тема исследований. Здесь важно отметить, что игра — это всегда применение и развитие навыков при облегчении условий достижения результата, отсутствии реальной опасности и т. д., что позволяет ощутить возрастание возможностей и компетенции, т. е. удовлетворить потребность в самоутверждении. Именно это повышает привлекательность игровых форм активности. В целях трудового воспитания возможно и важно, как вводить элементы игры в трудовой процесс для повышения его привлекательности (представить мебель боевой техникой, которую нужно очистить от пыли), так и применение игр, имитирующих реальную деятельность взрослых (игра в столовую, дочки-матери). И вот здесь роль и возможности дошкольного учреждения значительно повышаются. Поэтому игровые формы трудового воспитания важно использовать как в семье, так и в дошкольном учреждении. Особенно эффективными они будут при согласовании тематики игр родителями и педагогами-воспитателями.

После четырех лет отдельные поручения ребенку должны дополняться обязанностями: необходимость периодического, без напоминания выполнения определенной работы в интересах всех или отдельных членов семьи. Это уже постепенный переход от игровых форм поведения и мотивации труда к ответственности. Недобросовестное или некачественное выполнение обязанностей влечет негативные последствия как для членов семьи, так и объектов среды жизнедеятельности — животных, растений, имущества. Воспитание ответственности, по сути, является пробуждением эмоциональных переживаний, — сочувствия, нежности, эстетического восприятия чистоты, порядка. В идеале это должно быть направлено на воспитание любви.

Таким образом, возведенный в обязанность повседневный труд призван вызывать и закреплять положительные эмоции не только в связи с непосредственным выполнением работы, продуктивным творчеством, а и в связи с предвкушением, осознанием, планированием получения желаемого результата, призванного принести пользу, радость ближним, находящимся под опекой животным и растениям, а в перспективе — обществу [1]. То есть постепенно следует культивировать у ребенка нравственное удовлетворение, переходить к моральной стимуляции труда. И семейная среда — наиболее благоприятна для этого.

Ребенок априори любит родителей и для него естественным является желание их порадовать. Ежедневное участие в семейных заботах позволяет осознать ребенку единство, духовную близость с родными и постепенно — любовь. Без сомнения, это основная цель воспитания вообще, и трудового воспитания в частности. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал взаимные помощь, поддержку, уважение и благодарность за выполненную работу. Этого также легче всего добиться в семье, где эти феномены трансформируются в традиции.

После этого сформировавшиеся традиции и навыки естественным образом переносятся на иные социальные коллективы, создают предпосылки возникновения дружбы, коллективизма и т. д. вне семьи. Именно об этом писал В. А. Сухомлинский: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [2].

Переход к обязанностям не заменяет методы трудового воспитания, которые рассматривались ранее, а включает их в себя. Поэтому требования к методам трудового воспитания практически не изменяются. Так, ребенок должен быть заинтересован в выполнении обязанностей. А потому необходимо менять обязанности, использовать элементы игры. Не следует забывать, что воспитательный процесс требует системного, комплексного подхода. И потому трудовое воспитание должно дополняться эстетическим воспитанием, ориентироваться на физическое и интеллектуальное развитие.

Таким образом, трудовое воспитание ребенка дошкольного возраста как важный элемент воспитательного процесса должно осуществляться во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Но главная роль в этом должна отводиться семье, а главная ответственность возлагаться на родителей. Вместе с тем, педагог-воспитатель дошкольного учреждения должен отвечать за методическое сопровождение трудового воспитания в семье, инициацию этого процесса в семейной среде и дополнять усилия родителей во время учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Литература:

  1. Макаренко А. С. О трудовом воспитании. URL: https://uchitel76.ru/a-s-makarenko-o-trudovom-vospitanii/ (дата обращения 15.06.2024).
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214–74.shtml (дата обращения 13.06.2024).
  3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1974. — 584 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://www.pg34.ru/SVEDEN/education/2023–2024/fgos_do.pdf. (дата обращения 12.06.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое воспитание, дошкольное учреждение, Труд, ребенок, семья, воспитательный процесс, духовная жизнь, семейная среда, трудовая деятельность, трудовой процесс.


Задать вопрос