Статья посвящена рассмотрению вопросов трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд.
Трудовое воспитание в жизнь ребенка входит последовательно и систематично с самого раннего детства. Его судьба во многом зависит от того, как человек справляется с работой, как он умеет работать. Проблемы трудового воспитания достаточно важны для детей дошкольного возраста, поскольку именно на этом этапе у ребенка развиваются личностные качества, навыки и стремления к труду.
Как показывает практика — трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
– формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
К основным составляющим трудовой деятельности относятся следующие: мотивация — причина, которая побуждает к трудовой деятельности, цель — то, к чему вы должны стремиться, трудовые действия — то, что помогает достичь цели и добиться результата, планирование — способность прогнозировать предстоящую трудовую деятельность, конечный результат — показатель завершения трудовой деятельности, фактор, который помогает воспитывать интерес к труду у дошкольников (2).
Ребенок испытывает радость от собственного труда, лишь при хорошо организованной трудовой деятельности. Поэтому необходимо заранее хорошо продумать соответствующие содержание развивающей предметно-пространственной среды. Участвуя в трудовых действиях, ребенок в корне меняет мировоззрение, его самооценка меняется под влиянием собственных успехов.
Важным для ребенка дошкольного возраста является ознакомление с профессиями взрослых. Это может быть организовано как на занятии, так и во время общих и индивидуальных бесед, основанных на опыте ребенка. Успешным будет знакомство дошкольников с профессиями через сюжетно- ролевые и дидактические игры, беседы, просмотр иллюстраций и альбомов и т. д.
Для ознакомления дошкольников с миром современных профессий нами был разработан проект «Все профессии важны». Для реализации данного проекта мы запланировали серию занятий, виртуальных экскурсий (видеоролики и презентации), мастер-классы с участием родителей. Познавательным для детей стало включение в данный проект современной образовательной технологии «Гость группы», основанной на активном включении и участии родителей в образовательную деятельность. Где приглашенные родители, а также бабушки и дедушки делились с ребятами интересными рассказами о своей профессии. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Все профессии нужны, все профессии важны», с участием родителей. Таким образом, совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса к миру профессий.
Одним из видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста является труд по уходу за растениями. Для того, чтобы узнать как можно больше о комнатных растениях: откуда они, из каких частей состоят, их разнообразие, о правилах ухода, условиях для жизни растений, для чего нужны комнатные растения людям, был разработан и проведен познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения», в рамках которого были созданы экологические паспорта комнатных растений, мнемосхемы «Правила ухода за комнатными растениями» и др., разработаны и проведены занятия с элементами экспериментальной деятельности.
Интересно прошло занятие «Скорая помощь для растений», в ходе которого дети получают сигнал о помощи от комнатных растений и отправляются на ковре-самолете их лечить, взяв с собою все необходимое: лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления и др. А диагноз поставить для больного растения помогли картинки — условные обозначения. Таким образом, использование таких приемов и методов помогает сформировать положительное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них, качественно выполнять трудовые действия по уходу за ними.
Такой вид труда, как ручной труд — направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Хочется рассказать о такой форме совместной деятельности педагога с детьми, как мастерская, где лучше всего обеспечивается субъектная позиция ребенка, предоставляется свобода выбора, ребенок проявляет индивидуальные творческие способности (1).
Мастерская — условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе (3). В мастерской обязательно есть мастер-педагог, который включает детей в процесс творчества, помогает включиться в работу и совершить новое открытие. В детском саду можно организовать несколько типов мастерских: художественную, театральную, сувенирную и другие.
В группе в осенний период можно организовать «Мастерскую лесных чудес», в которой дети конструируют из природного материала. Этот вид деятельности знакомит с произрастанием тех или иных растений, воспитывает бережное и заботливое отношение к природе (4). Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является сотрудничество ДОУ с семьей. Такая форма работы помогает привлечь родителей в совместную образовательную деятельность, родители творят вместе с детьми, где они становятся в роли помощников и руководителей детского творчества.
С интересом дошкольники включаются в изготовление чего-то необычного. Например: поделка или гербарий «Чудеса из сада», «Что нам осень подарила?». Такая трудовая деятельность дошкольников направлена на развитие их творческих способностей и воображения, фантазии и конструктивных способностей.
Таким образом, для того чтобы выполнять определенное количество учебных задач, развивать у детей интерес к труду, формировать трудовые навыки и мотивацию к труду, педагог сам должен обладать навыками и культурой труда. Понятие культуры педагогического труда включает в себя умение планировать свою работу (см. рис. 1).
Рис. 1. Умение планировать свою работу
При регулярно организованной работе по трудовому воспитанию, до конца пребывания детей в детском саду предполагаются следующие результаты:
– повысится интерес к трудовой деятельности;
– сформируются навыки совместной деятельности;
– расширятся представления об окружающем мире;
– раскрываются склонности, навыки, амбиции и активность каждого ребенка;
– укрепятся дружеские контакты;
– сформируется чувство общественного долга (5).
В заключение можно сказать, что трудовое воспитание является необходимым и важным условие для подготовки детей к обучению в школе. С ранних лет воспитанные в труде дети в школе отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышлением, а также опрятностью и умением обслужить себя.
Литература:
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности. — Текст: электронный // nsportal/ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/07/13/vospitanie-doshkolnikov-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.07.2024).
- Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС». — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/02/vystuplenie-na-seminare-dlya-pedagogov-tema-sovremennye-podhody-k (дата обращения: 19.07.2024).
- Доронова Т. Н. Наша мастерская. Пособие для детей 5–7 лет. М., 2012. — 32с.
- Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 10, 2015г.
- Трудовое воспитание дошкольников: цели, задачи, планирование и проблемы трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov-celi-zadachi-planirovanie-i-problemy-trudovogo-vospitaniya-dos (дата обращения: 19.07.2024).