Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Парахина, Е. М. Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности / Е. М. Парахина, О. В. Дмитриева, Н. В. Сабельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116771/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена рассмотрению вопросов трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: трудовое воспитание, труд.

Трудовое воспитание в жизнь ребенка входит последовательно и систематично с самого раннего детства. Его судьба во многом зависит от того, как человек справляется с работой, как он умеет работать. Проблемы трудового воспитания достаточно важны для детей дошкольного возраста, поскольку именно на этом этапе у ребенка развиваются личностные качества, навыки и стремления к труду.

Как показывает практика — трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

– развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

К основным составляющим трудовой деятельности относятся следующие: мотивация — причина, которая побуждает к трудовой деятельности, цель — то, к чему вы должны стремиться, трудовые действия — то, что помогает достичь цели и добиться результата, планирование — способность прогнозировать предстоящую трудовую деятельность, конечный результат — показатель завершения трудовой деятельности, фактор, который помогает воспитывать интерес к труду у дошкольников (2).

Ребенок испытывает радость от собственного труда, лишь при хорошо организованной трудовой деятельности. Поэтому необходимо заранее хорошо продумать соответствующие содержание развивающей предметно-пространственной среды. Участвуя в трудовых действиях, ребенок в корне меняет мировоззрение, его самооценка меняется под влиянием собственных успехов.

Важным для ребенка дошкольного возраста является ознакомление с профессиями взрослых. Это может быть организовано как на занятии, так и во время общих и индивидуальных бесед, основанных на опыте ребенка. Успешным будет знакомство дошкольников с профессиями через сюжетно- ролевые и дидактические игры, беседы, просмотр иллюстраций и альбомов и т. д.

Для ознакомления дошкольников с миром современных профессий нами был разработан проект «Все профессии важны». Для реализации данного проекта мы запланировали серию занятий, виртуальных экскурсий (видеоролики и презентации), мастер-классы с участием родителей. Познавательным для детей стало включение в данный проект современной образовательной технологии «Гость группы», основанной на активном включении и участии родителей в образовательную деятельность. Где приглашенные родители, а также бабушки и дедушки делились с ребятами интересными рассказами о своей профессии. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Все профессии нужны, все профессии важны», с участием родителей. Таким образом, совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса к миру профессий.

Одним из видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста является труд по уходу за растениями. Для того, чтобы узнать как можно больше о комнатных растениях: откуда они, из каких частей состоят, их разнообразие, о правилах ухода, условиях для жизни растений, для чего нужны комнатные растения людям, был разработан и проведен познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения», в рамках которого были созданы экологические паспорта комнатных растений, мнемосхемы «Правила ухода за комнатными растениями» и др., разработаны и проведены занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Интересно прошло занятие «Скорая помощь для растений», в ходе которого дети получают сигнал о помощи от комнатных растений и отправляются на ковре-самолете их лечить, взяв с собою все необходимое: лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления и др. А диагноз поставить для больного растения помогли картинки — условные обозначения. Таким образом, использование таких приемов и методов помогает сформировать положительное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них, качественно выполнять трудовые действия по уходу за ними.

Такой вид труда, как ручной труд — направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Хочется рассказать о такой форме совместной деятельности педагога с детьми, как мастерская, где лучше всего обеспечивается субъектная позиция ребенка, предоставляется свобода выбора, ребенок проявляет индивидуальные творческие способности (1).

Мастерская — условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе (3). В мастерской обязательно есть мастер-педагог, который включает детей в процесс творчества, помогает включиться в работу и совершить новое открытие. В детском саду можно организовать несколько типов мастерских: художественную, театральную, сувенирную и другие.

В группе в осенний период можно организовать «Мастерскую лесных чудес», в которой дети конструируют из природного материала. Этот вид деятельности знакомит с произрастанием тех или иных растений, воспитывает бережное и заботливое отношение к природе (4). Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является сотрудничество ДОУ с семьей. Такая форма работы помогает привлечь родителей в совместную образовательную деятельность, родители творят вместе с детьми, где они становятся в роли помощников и руководителей детского творчества.

С интересом дошкольники включаются в изготовление чего-то необычного. Например: поделка или гербарий «Чудеса из сада», «Что нам осень подарила?». Такая трудовая деятельность дошкольников направлена на развитие их творческих способностей и воображения, фантазии и конструктивных способностей.

Таким образом, для того чтобы выполнять определенное количество учебных задач, развивать у детей интерес к труду, формировать трудовые навыки и мотивацию к труду, педагог сам должен обладать навыками и культурой труда. Понятие культуры педагогического труда включает в себя умение планировать свою работу (см. рис. 1).

Умение планировать свою работу

Рис. 1. Умение планировать свою работу

При регулярно организованной работе по трудовому воспитанию, до конца пребывания детей в детском саду предполагаются следующие результаты:

– повысится интерес к трудовой деятельности;

– сформируются навыки совместной деятельности;

– расширятся представления об окружающем мире;

– раскрываются склонности, навыки, амбиции и активность каждого ребенка;

– укрепятся дружеские контакты;

– сформируется чувство общественного долга (5).

В заключение можно сказать, что трудовое воспитание является необходимым и важным условие для подготовки детей к обучению в школе. С ранних лет воспитанные в труде дети в школе отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышлением, а также опрятностью и умением обслужить себя.

Литература:

  1. Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности. — Текст: электронный // nsportal/ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/07/13/vospitanie-doshkolnikov-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.07.2024).
  2. Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС». — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/02/vystuplenie-na-seminare-dlya-pedagogov-tema-sovremennye-podhody-k (дата обращения: 19.07.2024).
  3. Доронова Т. Н. Наша мастерская. Пособие для детей 5–7 лет. М., 2012. — 32с.
  4. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 10, 2015г.
  5. Трудовое воспитание дошкольников: цели, задачи, планирование и проблемы трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov-celi-zadachi-planirovanie-i-problemy-trudovogo-vospitaniya-dos (дата обращения: 19.07.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, трудовая деятельность, растение, труд, участие родителей, детский сад, дошкольное образование, положительное отношение.


Ключевые слова

труд, трудовое воспитание

Похожие статьи

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Воспитательный процесс в начальной школе

В статье автор исследует воспитательный процесс в начальной школе и роль родителей и учителей в данном воспитательном процессе.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Воспитательный процесс в начальной школе

В статье автор исследует воспитательный процесс в начальной школе и роль родителей и учителей в данном воспитательном процессе.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Задать вопрос