Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. И. Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103567/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, Прописаны трудовые умения старших дошкольников через структуру трудовой деятельности: умение ставить цель, умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов, умение планировать работу, умение достигать результата и оценивать его.

Ключевые слова: трудовые умения, трудовая деятельность, старшие дошкольники.

Актуальность изучения специфик трудовых умений дошкольников заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО трудовое воспитание — одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Основная часть. Трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.

Для успешного решения задач трудового воспитания дошкольников, первостепенное значение имеет понимание специфики и содержания трудовых умений дошкольника старшего дошкольного возраста. Так как требования к сформированности трудовых умений дошкольников различаются в зависимости от возраста ребенка.

Под трудовыми умениями принято понимать способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления [1, с.22].

Трудовые навыки — способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций [2, c. 5].

В. Г. Нечаева и Я. З. Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность детей состоит из четырех компонентов рис 1.

Отношение к цели проявляется в самостоятельности ее постановки (кто ее поставил взрослый или сам ребенок), наличие желания принять цель и действовать в соответствии с ней, положительное/отрицательное отношение к цели. У детей старшего дошкольного возраста возможность ставить цель успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат (поделки, работа в цветнике, уборка, самообслуживание).

Оценка умения действовать под влиянием общественно значимых мотивов отражается в том, охотно ли ребенок принимает общественную цель труда, насколько целенаправленные его действия по реализации этой цели, стремится ли к достижению качественного общественно значимого результата.

Компоненты трудовой деятельности дошкольников

Рис. 1. Компоненты трудовой деятельности дошкольников

Рассмотрим каждый компонент применительно к старшему дошкольному возрасту.

Планирование — это важный и трудный момент для детей. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5–7 лет [3, с. 35]. Об умении планировать трудовую деятельность свидетельствуют такие показатели: как ребенок подбирает материалы, оборудование, рационально ли размещает все на рабочем месте, продумывает ли способ выполнения (он должен соответствовать данному содержанию труда) и точно ли следует ему, достигает ли качественного результата работы, своевременно ли заканчивает работу.

Отношение к результату проявляется по следующим показателям: как ребенок оценивал результат (какие были комментарии); как вел себя в связи с качественным (некачественным) выполнением работы или ее невыполнением?

Используя эти показатели, можно в целом дать ответ об сформированности трудовых умений у старших дошкольников и его отношении ребенка к труду.

Заключение. Подводя итоги, можно сделать выводы, что трудовые умения являются важной составляющей в развитии личности ребенка, которая готовит его к началу школьной жизни и практическим занятиям в будущем. Работа над развитием этих навыков должна осуществляться с самого раннего возраста, и родители и педагоги должны создавать определенные условия для их развития у детей.

Литература:

  1. Малунова Г. С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. С. Малунова. Улан-Удэ, 2011. 41 с.
  2. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов. М.: Педагогика, 2011. 231 с.
  3. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2012. 64 с
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, умение, работа, ребенок, способность человека, трудовое воспитание, трудовое умение детей, трудовое умение дошкольников.


Ключевые слова

старшие дошкольники, трудовая деятельность, трудовые умения

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Задать вопрос