Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Педагогика
19.10.2024
20
Поделиться
Библиографическое описание
Марунова, И. В. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / И. В. Марунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 325-326. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118483/.


В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокультурными тенденциями.

Ключевые слова: трудовая деятельность, дошкольный возраст, игровая деятельность, мотивация.

Одной из важнейших задач в свете приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта становится развитие инициативы ребенка, его индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе трудовой деятельности. Особое внимание в документе уделяется развитию позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивации к участию в совместной деятельности, желания добиваться результата, ценить затраченные усилия. Приоритетными являются также задачи по воспитанию самостоятельности в организации различной трудовой деятельности ребенка, умению поставить цель, реализовать замысел, проявить творческие задумки.
Формирование успешной личности немыслимо без воспитания у человека трудолюбия. Однако этот ценный навык не является врожденным инстинктом. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. Наиболее благоприятный период для такого воспитания — дошкольный возраст. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках ФОП ДО, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности.

Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:

– Во-первых, детский труд органично интегрирован с игрой. В процессе выполнения трудовых заданий дети часто переходят к игровой деятельности. Иногда в процессе игры у детей возникает потребность в определённом предмете, который необходим для более интересного и полноценного развития сюжета. В таких случаях дети самостоятельно изготавливают этот предмет. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

– Во-вторых, процесс развития трудовой деятельности у детей является непрерывным и многогранным. Формирование каждого её аспекта, включая приобретение навыков, постановку целей, мотивацию, планирование, достижение результата и его оценку, характеризуется специфическими особенностями. Важно отметить, что развитие трудовых навыков тесно связано с возрастом ребёнка. В раннем детстве закладываются лишь базовые предпосылки для трудовой детальности.

Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:

  1. Личный пример педагога и родителей. Пример для подражания со стороны педагогов и родителей играет важную роль в воспитании у детей уважения к труду. Для демонстрации этого, можно организовать совместные мероприятия с родителями в детском саду, такие как:

– уборка территории: совместный труд по благоустройству участка детского сада;

– изготовление поделок: творческое сотрудничество родителей и детей в создании совместных изделий;

– беседы о труде: организация дискуссий, на которых родители могут поделиться своим опытом работы и рассказать детям о своей профессии. Дети старшего возраста могут подготовить рассказы о трудовой деятельности своих родителей.

  1. Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т. д. В рамках организации образовательной деятельности в детском саду используются схемы и алгоритмы, направленные на упорядочивание различных аспектов трудовой активности.

К ним относятся алгоритмы дежурства, ухода за растениями, одевания, умывания и другие подобные действия. Такой подход позволяет использовать алгоритмы как инструмент обучения для младших дошкольников, а также как средство самоконтроля для старших.

  1. Игровые ситуации. В ходе игровой деятельности дети моделируют ситуации ухода за другими, помогая кукле Кате подготовиться к выходу на улицу и ухаживая за озорными котятами. Социальные мотивы: помочь помощнику воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
  2. Проблемные ситуации. В ходе игры могут возникнуть различные проблемные ситуации, требующие решения. Например, может образоваться беспорядок в шкафу для игрушек, что создаст неудобства при организации игрового процесса. В таком случае необходимо приучить ребенка к поддержанию порядка, обучая его систематизировать и хранить игрушки на своих местах.

Другая ситуация — испачканная одежда у куклы. Здесь важно объяснить ребенку значение аккуратности и чистоты не только в реальной жизни, но и в игровой. Можно предложить вместе постирать одежду куклы, что станет прекрасной возможностью для обучения навыкам самообслуживания.

  1. Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.

В дошкольном учреждении дети наблюдают за профессиональной деятельностью взрослых — педагогов и родителей. Это позволяет им осознать, что труд является основой получения конкретных результатов. Малыши понимают, что важнейшим аспектом трудовой активности является создание осязаемого продукта.

В процессе труда у детей развиваются творческие, интеллектуальные, художественные и нравственно-волевые качества. Формируется их стремление к самовыражению и взаимодействию с окружающими.

Литература:

  1. Гагарина, О. В. Приобщение старших дошкольников к хозяйственно-бытовому труду через сотрудничество с семьей/ О. В. Гагарина // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Научный журнал. — № 11. — 2011− 242 с.
  2. Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. − М.: КноРус медиа, 2015. − 280 c
  3. Яковлева, Г. В. Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций: методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. В. Яковлева. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 74с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
трудовая деятельность
дошкольный возраст
игровая деятельность
мотивация
Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 325-326):
Часть 5 (стр. 283-351)
Расположение в файле:
стр. 283стр. 325-326стр. 351

Молодой учёный