В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокультурными тенденциями.
Ключевые слова: трудовая деятельность, дошкольный возраст, игровая деятельность, мотивация.
Одной из важнейших задач в свете приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта становится развитие инициативы ребенка, его индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе трудовой деятельности. Особое внимание в документе уделяется развитию позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивации к участию в совместной деятельности, желания добиваться результата, ценить затраченные усилия. Приоритетными являются также задачи по воспитанию самостоятельности в организации различной трудовой деятельности ребенка, умению поставить цель, реализовать замысел, проявить творческие задумки.
Формирование успешной личности немыслимо без воспитания у человека трудолюбия. Однако этот ценный навык не является врожденным инстинктом. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. Наиболее благоприятный период для такого воспитания — дошкольный возраст. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках ФОП ДО, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности.
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
– Во-первых, детский труд органично интегрирован с игрой. В процессе выполнения трудовых заданий дети часто переходят к игровой деятельности. Иногда в процессе игры у детей возникает потребность в определённом предмете, который необходим для более интересного и полноценного развития сюжета. В таких случаях дети самостоятельно изготавливают этот предмет. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
– Во-вторых, процесс развития трудовой деятельности у детей является непрерывным и многогранным. Формирование каждого её аспекта, включая приобретение навыков, постановку целей, мотивацию, планирование, достижение результата и его оценку, характеризуется специфическими особенностями. Важно отметить, что развитие трудовых навыков тесно связано с возрастом ребёнка. В раннем детстве закладываются лишь базовые предпосылки для трудовой детальности.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
- Личный пример педагога и родителей. Пример для подражания со стороны педагогов и родителей играет важную роль в воспитании у детей уважения к труду. Для демонстрации этого, можно организовать совместные мероприятия с родителями в детском саду, такие как:
– уборка территории: совместный труд по благоустройству участка детского сада;
– изготовление поделок: творческое сотрудничество родителей и детей в создании совместных изделий;
– беседы о труде: организация дискуссий, на которых родители могут поделиться своим опытом работы и рассказать детям о своей профессии. Дети старшего возраста могут подготовить рассказы о трудовой деятельности своих родителей.
- Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т. д. В рамках организации образовательной деятельности в детском саду используются схемы и алгоритмы, направленные на упорядочивание различных аспектов трудовой активности.
К ним относятся алгоритмы дежурства, ухода за растениями, одевания, умывания и другие подобные действия. Такой подход позволяет использовать алгоритмы как инструмент обучения для младших дошкольников, а также как средство самоконтроля для старших.
- Игровые ситуации. В ходе игровой деятельности дети моделируют ситуации ухода за другими, помогая кукле Кате подготовиться к выходу на улицу и ухаживая за озорными котятами. Социальные мотивы: помочь помощнику воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
- Проблемные ситуации. В ходе игры могут возникнуть различные проблемные ситуации, требующие решения. Например, может образоваться беспорядок в шкафу для игрушек, что создаст неудобства при организации игрового процесса. В таком случае необходимо приучить ребенка к поддержанию порядка, обучая его систематизировать и хранить игрушки на своих местах.
Другая ситуация — испачканная одежда у куклы. Здесь важно объяснить ребенку значение аккуратности и чистоты не только в реальной жизни, но и в игровой. Можно предложить вместе постирать одежду куклы, что станет прекрасной возможностью для обучения навыкам самообслуживания.
- Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В дошкольном учреждении дети наблюдают за профессиональной деятельностью взрослых — педагогов и родителей. Это позволяет им осознать, что труд является основой получения конкретных результатов. Малыши понимают, что важнейшим аспектом трудовой активности является создание осязаемого продукта.
В процессе труда у детей развиваются творческие, интеллектуальные, художественные и нравственно-волевые качества. Формируется их стремление к самовыражению и взаимодействию с окружающими.
Литература:
- Гагарина, О. В. Приобщение старших дошкольников к хозяйственно-бытовому труду через сотрудничество с семьей/ О. В. Гагарина // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Научный журнал. — № 11. — 2011− 242 с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. − М.: КноРус медиа, 2015. − 280 c
- Яковлева, Г. В. Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций: методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. В. Яковлева. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 74с.