В данной статье рассматриваются основные виды и формы трудовой деятельности, а также её влияние на обучающихся и формирование не только профессиональных навыков, но и навыков коммуникации в условиях современного образовательного пространства.
Ключевые слова: трудовая деятельность, труд, младший школьный возраст, воспитание, навыки, самостоятельность, деятельность, коммуникативные навыки.
Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства [3].
Данная деятельность свойственна для младших школьников, ведь в процессе они приобретают основные знания и умения. В процессе трудовой деятельности формируются такие качества как инициативность и ответственность. Труд — деятельность человека, которая дает ему все необходимое для жизни. Труд улучшает здоровье, повышает тонус и умственные способности, ребенок совершенствует интеллект, мышцы, ловкость рук, развивает силу воли. Учителю необходимо взаимодействовать с родителями для воспитания в домашних условиях у детей навыков самообслуживания, творческой активности и способности ориентироваться в трудовой деятельности.
В начальной школе детей готовят к жизни в обществе и передают им опыт старшего поколения для успешного развития общества. Педагогика рассматривает воспитание как целенаправленный процесс, включающий учебную и внеучебную деятельность, который осуществляется педагогами [2].
К. Д. Ушинский писал, что воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у обучающихся общественно-ценностных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и труду. Воспитание должно подготавливать ребенка к жизненному труду.
Современная содержательная структура процесса трудового воспитания в начальной школе складывается из основных видов детской трудовой деятельности:
– учебный труд;
– художественный ручной труд;
– общественно полезный труд [4].
Учебный труд в начальной школе играет важную роль в формировании основ образовательного процесса и воспитания у детей ответственного отношения к учебной деятельности. Он помогает развивать интеллектуальные способности и жизненные навыки, такие как самостоятельность, организованность и целеустремленность. Учителю следует уделять особое внимание индивидуализации учебного труда. Каждый ребенок уникален, а подход должен учитывать его особенности и интересы, способствовать более глубокому усвоению материала. Также следует поддерживать детей, поощряя их инициативу и самостоятельность.
На уроке художественного труда обучающиеся самовыражаются. Они учатся доносить свои мысли через форму и цвет, что способствует развитию их воображения и креативности. Работая с бумагой и другими материалами, развивается мелкая моторика, учатся терпению и настойчивости. Также важным аспектом является работа в коллективе. обучающиеся учатся сотрудничать, в результате чего развиваются коммуникативные навыки и чувство общности. При завершении проектов, появляется чувство гордости за проделанную работу и результаты своего труда. Художественный ручной труд становится основой для формирования уверенности и удобным способом самовыражения.
Общественно полезный труд формирует чувство ответственности и социальной активности, обучающиеся начинают осознавать важность собственных действий для общества, что способствует развитию личностных качеств и навыков. Этот вид трудовой деятельности создает уникальную атмосферу единства и сотрудничества среди детей, родителей и учителей. Взаимодействие с окружающим миром помогает учащимся увидеть результаты своего труда и осознать, как их усилия могут позитивно повлиять на жизнь других людей. Вовлекая обучающихся в общественно полезные инициативы, учителя способствуют всестороннему развитию и закладыванию основ гражданской активности у обучающихся, что является важным шагом на пути к формированию ответственного и заботливого поколения.
Выделяют следующие формы трудового воспитания:
- Индивидуальная форма;
- Коллективная форма (производительный и общественно полезный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые учащимся для дальнейшей адаптации);
- Групповая форма (утренники и праздники на тему труда) [1].
Таким образом, трудовая деятельность не только обогащает учебный процесс, но и развивает у обучающихся практические навыки, терпение и командную работу. Выполнение трудовых заданий способствуют обучению организации своего времени, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, занятия, включающие элементы трудовой деятельности, способствуют развитию творческого мышления и воображения. Обучающиеся имеют возможность проявить инициативу и индивидуальность, что способствует их эмоциональному и социальному развитию. Взаимодействие в группах формирует навыки общения, сотрудничества и навыки разрешения конфликтов. Трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на формирование целостной личности ребенка, готовой к жизненным вызовам.
Литература:
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. — М.: Кнорус, 2010. — 744с.
- Макарова, Ю. В. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема / Ю. В. Макарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 128–130.
- Решетняк Н. В. Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности / Решетняк Н. В., Осадчая И. В. — № 4 — Курск, 2017. — С. 194–197.
- Штогрина Е. Н. К вопросу о видах детской трудовой деятельности / Е. Н. Штогрина // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. — 2012. — № 1. — С. 246–249.