В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, развитие, навыки трудовой деятельности, способности, личность, внутренний потенциал.
In this article, labor education is characterized as a process that contributes to the development of personality, the ideas, theories, and points of view of outstanding educators of the Enlightenment are considered.
Key words: labor education, labor, development, work skills, abilities, personality, inner potential.
Процесс воспитания является очень важным аспектом в развитии ребенка. Оно может быть направлено как на развитие интеллектуальных способностей, так и на формирование потребности к трудовой деятельности. Трудовое воспитание — это процесс, благодаря которому учащиеся прививают себе навыки трудовой деятельности, обучения в профессиональной сфере, воспитывают ответственное отношение к своей работе, проявляют инициативу, а также стремятся к достижению лучших результатов.
Оно способствует развитию и формированию активной, целеустремленной личности, владеющей соответствующими качествами, необходимыми для продуктивной деятельности. Такая личность способна самостоятельно найти применение своим навыкам, раскрыть свой профессиональный потенциал.
Одной из главенствующих задач является проявление самостоятельности ребенка. Это делается за счёт создания системы привлечения воспитанников к труду.
Труд для эпохи просвещения был одним из важнейших средств воспитания. С дошкольного возраста процесс был направлен на становление личности ребенка, срастание коллективных взаимоотношений. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети хорошо понимали пользу труда как для себя, так и для коллектива в целом. Труд был необходимым условием для проявления творческих способностей личности, ее талантов, так как трудолюбие не дано человеку от природы, оно воспитывается с раннего детства.
Многие выдающиеся педагоги часто затрагивали эту тему в своих работах. Выдвигались теории, идеи и точки зрения по данному вопросу.
Жан Жак Руссо (1712–1778) — выдающийся педагог периода просвещения. Одной из наиболее ярких педагогических книг Руссо является роман-трактат «Эмиль, или О воспитании». В ней он подвергает критике существующую практику воспитания детей в правящих классах. Его идея равенства между людьми и естественной свободы заключалась в ликвидации социальной несправедливости путем искоренения стереотипов и предрассудков и при помощи воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию немаловажную роль.
Руссо выдвигает идею свободного воспитания. Он считал, что влияние общества негативно сказывается на природу ученика, и не видя пользы от влияния общества, Руссо предлагает по максимуму его ограничить. В воспитании Жан Жак был противником формы воспитания, где воля ребенка была подчинена воли взрослого. Но тоже время, по его мнению, предоставление самому себе угрожает развитию ребенка. То есть он должен учиться самостоятельности, но всё же быть в какой-то мере под контролем взрослых.
Руссо подчеркнул важность труда для воспитания, так как это формирует у ребенка чувство долга, чести и ответственности за свои действия. Он считал, труд — непременным долгом каждого человека, для которого было обязанностью платить своим трудом обществу за свое содержание. Трудовое воспитание Руссо напрямую связывал с нравственными, умственными и физическими способностями ребенка. Задача нравственного воспитания — защитить ребёнка от воздействия аморального общества и контроль в развитии его личных интересов и потребностей. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, в связи с чем, главной предпосылкой нравственного воспитания является умственное развитие [4].
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) внес огромный вклад в развитие идей трудового воспитания и профессиональной подготовки. Его идеи сформировались под влиянием Жана Жака Руссо. Он обобщил опыт мировой педагогики.
Целью его теории элементарного образования было гармоническое развитие всех сильных сторон и способностей ребенка. Основная идея заключалась в комплексном развитии ребенка, и особенно детей из неблагополучной среды. Он стремился объединить образование и воспитание детей с трудовой деятельностью, так как считал, что труд является важным фактором воспитания и развития человека. Именно в их соединении он видел залог успешной жизни населения. Труд, по мнению Песталоцци, развивает не только физические способности человека, но и ум, а также формирует нравственное совершенствование человека. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека, потому что трудящийся человек осознает важность трудовой деятельности в жизни социума [3].
Песталоцци считает, что любовь к определенной профессии следует формировать уже с детства. Он говорит так же и том, что человек должен развивать свои трудовые навыки в нескольких профессиональных сферах и прокачивать полученные раннее.
Трудовая деятельность ребенка, в представлении Песталоцци, должна быть направлена на формирование у него трудовых навыков, моральных ориентиров и нравственных принципов.
Выдающийся чешский педагог, Ян Амос Коменский, живший в 17 веке, внес большой вклад в развитие педагогической науки. Он автор многих философских и педагогических работ. Я. А. Коменский выступал за равенство всех людей и уважение национальных прав каждого, поддерживал патриотизм, говорил о необходимости устранения сословных привилегий и притеснения человека человеком. Большая заслуга Я. А. Коменский в том, что он смог дать критическую оценку всей устаревшей средневековой системе образования. Великая заслуга Я. А. Коменского состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Принимая во внимание те знания, которые были накоплены его предшественниками, он создал педагогическое учение, которое остается актуальным и по сей день [1].
Трудовое воспитание и обучение для Коменского имеет немаловажное значение в воспитании детей. Цель трудового обучения была направлена на ознакомление с техникой ремесла и с механическими навыками.
Трудолюбе он считал важным качеством, которым должен обладать каждый человек — «Если кто-нибудь работает вяло, заставляй его работать больше других. Желание работать и отсюда выносливость в работе, это громадное сокровище в жизни».
Я. А. Коменский говорит о важности трудовой деятельности для воспитанника. Он говорил, что к работе нужно относиться с любовью, видеть в ней радость, так как труд развивает человека физически [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в воспитании детей необходимо делать акцент на трудовой деятельности. Поскольку работа направлена на познание ребенком окружающего мира, через активное участие в жизни и повседневной жизнедеятельности людей.
Цель жизнедеятельности ребёнка — построение собственной личности исходя из своего внутреннего потенциала. Задача воспитателя в этой связи — создать среду, подходящую для раскрытия его внутреннего потенциала. Благодаря привлечению детей к труду, формирования у них такого качества, как трудолюбие, они становятся самостоятельными и целеустремленными. Все качества, свойства человека формируются в активной творческой и трудовой деятельности, в различных ее формах, составляющих жизнь человека, его социальное бытие.
Авторы, чьи идеи трудового воспитания мы рассмотрели выше, говорят о том, что труд играет важную роль в развитии ребёнка. Они принимали труд как неотъемлемый фактор в процессе обучения и воспитания детей. Они считали, что трудовая деятельность развивает множество положительных качеств, способствует лучшему пониманию всех теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
Литература:
- Пережовская, А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки / А. Н. Пережовская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27–30
- Калантарян Л. А. Идеи народной педагогики в трудах Я. А. Коменского [Электронный ресурс] // KANT. 2017. № 1. — С. 29–31
- Парамонова А. В. Теория трудового воспитания И. Г. Песталоцци [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 31–1. — С. 89–93
- Хуторской А. В. Естественное воспитание и обучение Ж. Ж. Руссо [Электронный ресурс] // Школьные технологии. 2010. № 1. — С. 75–83