Проблема электоральной активности современного российского общества, и в особенности молодого поколения достаточно освещена в научной литературе. Этими вопросами занимаются представители политических организация, общественных объединений, научных сообществ. Так, например, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Ромашов Роман Анатольевич дал такую характеристику: «Деформированность правового сознания молодежи представляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов; недостаточной, а самое главное — малоэффективной координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений» [2]. В своих исследованиях он сделал вывод, что на процесс формирования правового сознания молодого человека решающее влияние оказывают такие социальные факторы, как:
− непосредственные условия жизни и работы;
− организованная система обучения и воспитания;
− средства массовой информации;
− государственная молодежная политика.
Подробнее остановимся на таком факторе, как организованная система обучения и воспитания. Школа — это особенный институт социализации человека. Процесс всестороннего развития личности неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества, как доносить материал, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, — это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс.
Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т. д.). Школа как бы выступает в роли механизма, осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования. Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения.
Доктор социологических наук Юрий Анатольевич Зубков и заслуженный деятель науки России, доктор социологических наук, профессор Владимир Ильич Чупров придерживаются мнения, что решающую роль в формировании правовой культуры принадлежит правовому образованию. «Важной функцией правового образования является формирование у молодежи ценностных ориентаций в правовой сфере» [1]. А это значит, что нам необходимо делать упор на интенсификацию обучения, тем самым повышать познавательную активность обучающихся, именно в вопросах права.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года № 1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
− формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
− защита прав и интересов обучающихся;
− формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
− способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
На основании вышеуказанных документов, педагогами школ разрабатываются программы правового воспитания школьников. При этом каждая образовательная организация, по-своему интерпретирует такие понятия, как «правовое воспитание», «право», «правовое самосознание». Ряд школ сводят правовое воспитание обучающихся к вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Но понятие правового воспитания гораздо шире. Оно говорит нам о том
Правовое воспитание должно привести к правовой активности граждан, в частности к формированию электоральной активности школьников, как будущих участников избирательного процесса. И в этой ситуации, роль образовательной организации очень важна. Потому что, школа — это особый институт социализации, в котором формируются модели поведения подрастающего поколения. А тенденция электоральной пассивности современной российской молодежи — это модель соответствующего воспитания. Долгие годы, в течение которых наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и еще более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Дальнейшее историческое развитие, последовательное прохождение поколений через «перестройку», 90-е годы, настоящее время, с его изменяющимся законодательствам, так же не приносят ощущения стабильности. Сегодня правовой нигилизм присущ уже не одному поколению россиян, он передается от родителей к детям. [3.] И сейчас, уже осознав всю проблемность ситуации, государство по прежнему, не способствует включению молодежи в социально-политические институты через школы, а неопытная молодежь легко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков. В результате молодежь чувствует себя обманутой, и повторять свой опыт политической участия особого желания не испытывает. На основании вышеизложенного, необходимо уже сейчас, на государственном уровне разрабатывать стандарты правового воспитания в школах, не ограничиваясь лишь уроками обществознания и курсами правоведения. Необходимо осуществлять специальную подготовку педагогических работников, так как правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. А это значит, что занятия по правовому воспитанию не должны быть стандартными школьными уроками. И только при таком подходе, через осознание важности правового воспитания, мы сможем перейти к формированию электоральной активности граждан.
Литература:
- Зубок Ю. А., В. И. Чупров. «О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси», с. 72, 2006 г.
- Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде / Ромашов Р. А. // История государства и права. — 2006. — № 2. – С. 2–8.
- Садырова М. Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 667–669.