На сегодняшний день в Российской Федерации активно рассматривается вопрос становления правового государства. Деятельность такого государства невозможна без правового воспитания его общества, так как оно является частью всего процесса формирования личности, без которого нельзя обойтись при построении правового государства.
В науке существуют разные определения понятия «правовое воспитание»:
К примеру, А. А. Кваша определяет правовое воспитание через его составляющие элементы: в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. По его мнению, полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку, строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность соблюдать закон [2].
В учебном пособии «Теории государства и права» под редакцией Н. И. Матузова и А. В. Малько под правовым воспитанием понимается целенаправленная работа государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [3].
Исходя из вышеизложенного, правовое воспитание — это систематический, целенаправленный процесс по формированию уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности.
К сожалению, система правового воспитания в России еще не развита. Это подтверждается ростом числа преступлений и других правонарушений, причиной которых во многом служит низкий уровень правового воспитания населения.
К основным проблемам правового воспитания в Российской Федерации можно отнести то, что отсутствует доступ к правовой информации на разных стадиях обучения; в общественном сознании устанавливаются бытовые представления о праве; отсутствует мотивация, вера у граждан заниматься правовым самовоспитанием; неправильно толкуется и подается правовая информация в СМИ и др. [1].
«Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права» — данное утверждение знаменитого публициста Адама Мицкевича как нельзя лучше определяет всю важность права в жизни у общества в целом, так и у отдельного человека. В ходе правового воспитания немаловажным является создание у каждого гражданина верного понимания роли права в жизни общества, его ценности и необходимости.
Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются важными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение даст возможность повысить авторитет права и сформировать уважение к закону у граждан, создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе, организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений, расширить информирование населения о действующем законодательстве и гарантировать доступ всех слоев населения к юридической информации, заинтересовать все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основные принципы правовой культуры российского общества.
На наш взгляд, для совершенствования организации правового воспитания в Российской Федерации должны быть приняты следующие меры:
– разработать и принять федеральный закон «О правовом воспитании и образовании населения»;
– Министерству образования РФ разработать программу изучения основ права, Конституции РФ в средних школах, высших учебных заведениях. Целью программы должно стать формирование у будущего поколения правовой просвещенности, культуры;
– средствам массовой информации более детально, глубоко вести пропаганду высокого уровня правовой культуры, положив в основу понимание происходящих изменений в российском законодательстве;
– создавать и развивать общедоступные информационные правовые системы;
– расширять правовую литературу в библиотеках;
– открывать правовые кружки, лагеря, школы, учитывая особенности каждого человека и в зависимости от этого использовать активные формы и методы.
В заключение можно отметить, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления в настоящее время уделяется недостаточно внимания. И причина этого не только в недооценке уровня ее серьезности, но и в затягивании разработки, принятия соответствующих нормативных актов, в медленном создании эффективных элементов по реализации правового воспитания. Причем комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан разных возрастов и профессий, а не только детей как будущего поколения, в противном случае не может идти речь о результативности правового воспитания [4].
Литература:
- Бельков В. М. Некоторые проблемы правового воспитания в российской федерации и его значение для электорально-политических отношений// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013.
- Бугаенко Ю. Ю. Правовое воспитание современной молодежи// Историческая и социально-образовательная мысль, 2012.
- Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2006. — 768с.
- Теория права и государства / под ред. Г. Н. Манова. М., 1995.