В данной статье мы рассмотрим прокуратуру РФ как инструмент координации деятельности различных функциональных и структурных элементов, познакомимся с порядком взаимодействия ее с органами муниципалитета, а также иными государственными органами. Одновременно рассмотрим проблемы определения правового статуса прокуратуры РФ.
Сегодня прокуратура РФ — это одна из важнейших частей устройства государственной власти РФ. Данный орган власти выступает своего рода гарантом соблюдения действующих нормативных документов на территории РФ, таких, как например Конституция РФ.
Осуществляя надзорные функции, как орган надзора и единая централизованная система, прокуратура РФ обеспечивает охрану интересов общества, осуществляет защиту прав и свобод граждан. При этом, является независимой от законодательной, судебной и исполнительной власти, то есть от любых государственных органов, хотя сама и не относится ни к одной из них.
Конечно, отдельно необходимо отметить порядок закрепления правового статуса прокуратуры РФ и ее полномочия. Определены такие нормы в первоочередном порядке в Конституции РФ и, конечно, в федеральном законодательстве о прокуратуре РФ.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что прокуратура РФ вступает в порядок подотчетности перед верхней палатой парламента РФ — Советом Федерации РФ. На данный факт прямо указывает законодатель в статье 129 Конституции РФ [1 c, 18].
В свою очередь порядок назначения на должность, например, генерального прокурора РФ устанавливается уже в статье 12 федерального закона о прокуратуре РФ.
Именно в указанных правовых нормах отражены статус прокуратуры РФ, порядок ее подотчетности, а также закреплены правовые гарантии ее деятельности.
Обратить внимание следует на описание структуры прокуратуры РФ, которая закреплена в федеральном законе о прокуратуре. Она включает в себя систему из генеральной, субъектных, военных, на транспорте и других специализированных прокуратур [2 c, 11].
Сама конституция РФ не дает четкого определения конкретных полномочий и порядка осуществления деятельности прокуратуры РФ.
Не смотря на данный факт ее место в системе органов государственной власти имеет важное значение, причем именно для установления порядка деятельности и организации органов прокуратуры РФ, а также статуса в данной системе.
На сегодняшний день достаточно часто возникают спорные ситуации о нахождении прокуратуры РФ в системе органов власти, однако, как установлено в статье 4 закона о прокуратуре РФ, она осуществляет полномочия независимо от иных федеральных органов государственной власти. Обязательным отмечают строгое соответствие деятельности прокуратуры РФ законам, которые действуют на всей территории РФ [5 c, 22].
Отсюда вывод, что прокуратура не относится к какой-либо ветви власти, которые закреплены в статье 10 Конституции РФ. Прокуратура РФ не может входить в структуру представленных ветвей власти.
Необходимо учесть, что все действующие на территории РФ органы прокуратуры выступают своеобразными звеньями, которые соединены в единую систему прокуратуры.
Причем в мировой практике структуризация правоохранительной деятельности не имеет прямых аналогов конституционным основам организации деятельности прокуратуры РФ. Исходя из изложенного, мы видим, что основным органом, который осуществляет государственный надзор за исполнением законов на территории РФ выступает именно прокуратура РФ, в деятельность которой не допускается вмешательство.
Рассматривая необходимые задачи, которые обязана выполнять прокуратура РФ мы видим, что законодатель пытался, но не смог осуществить присвоение такой роли органам прокуратуры, как осуществления уголовного преследования.
Указывая на факт отнесения к самостоятельному элементу в системе власти прокуратура РФ имеет возможность успешно выполнять все возложенные на нее функции и задачи для обеспечения правопорядка и соблюдения законности на всей территории РФ.
Важным элементом является осуществление надзора от имени РФ за исполнением действующего законодательства. Выполняются такие действия для обеспечения единства применения закона, его верховенства, укрепления территориальной законности и конечно охраны всех интересов государства и общества [4 c, 56].
В качестве приоритета в деятельности прокуратуры РФ является защита всех прав и свобод человека и граждан. Данная позиция закреплена в Конституции РФ поскольку человек, как и его права являются высшей ценностью и должны быть защищены в первую очередь. Причем принципиально новое значение прокуратуры в правозащитной деятельности состоит именно в постановке на первое место защиты интересов людей. Для сравнения в ранее действовавших законах на первое место ставилась охрана именно интересов государства.
Необходимо отметить, что достаточно длительный период всестороннего развития, в системе органов государственной власти, органов прокуратуры РФ, а также наряду с обменом знаниями правовых систем иностранных государств, сегодняшняя модель прокуратуры РФ существенно изменилась. Она стала представлять собой некий административный рычаг, который обеспечивает всестороннее взаимодействие между органами власти и обеспечивает разделение данных таких органов. Более того, прокуратура РФ дополнительно стала инструментом системы сдержек и противовесов при осуществлении поддержания национальной и государственной безопасности.
Законодатель неоднократно конкретизировал, что понятие государственный орган и орган государственной власти различны, при этом указывал, что далеко не любой государственный орган может быть охарактеризован как описанный выше.
Исходя из такой позиции законодателя, мы видим, что данные определения действительно отличаются друг от друга. Рассматриваемое конституционно-правовое регулирование деятельности Прокуратуры РФ со стороны разграничения определений орган государственной власти и государственный орган будет применительно к основному определению особого статуса прокуратуры РФ. Именно Прокуратура РФ выступает таким государственным органом, который осуществляет волеизъявление государства в части осуществления надзора за исполнением законодательных актов на всей территории РФ и конечно Конституции РФ [3 c, 38].
Отдельно отметим позицию закрепления прокурорского надзора в РФ. Он представляет собой некую самостоятельную форму государственной деятельности в пределах уже установленных законодателем ветвей власти. В механизме государства Прокуратура РФ выполняет особую роль, которая закреплена только за ней и такие полномочия не могут быть включены ни в одну структуру власти, дополнительно выступая своеобразным гарантом осуществления правосудия на территории РФ. Обращаем ваше внимание, что сам прокурорский надзор и правосудие являются самостоятельными видами деятельности государства и выполняют свою деятельность совершено в различных формах, которые не находятся друг у друга в подчинении.
По нашему мнению, единственным предназначением прокуратуры РФ является осуществление надзора за единообразным исполнением законов, одновременно она и выступает таким единственным органом на территории РФ который осуществляет данные функции надзора. Именно такое определение будет являться наиболее точным, при этом законодателем не закреплено такое предназначение прокуратуры РФ. Такой факт достаточно сильно препятствует установлению правильной формулировки статуса прокуратуры РФ в системе органов государственной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
- Примов Н. Н., Примова Э. Н. Политико-правовой статус прокуратуры в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. // Вестник МГУ. // Серия 12. Политические науки. // 2010. с. 11–12.
- Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом // автореф. дис. // канд. юрид. наук. // М., 2016. c. 38–39.
- Сухарева А. Я. Прокурорский надзор. Учебник для вузов // 4-е издание, перераб. и доп. М. Норма // НИЦ ИНФРА-М // 2014, с. 56–57.
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция) // [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.