Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося
Авторы: Никитин Сергей Викторович, Кузнецов Евгений Валерьевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 18956 раз
Библиографическое описание:
Никитин, С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 16.11.2024).
Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях. [1 ссылка]
Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы?», «За чем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» ». [2]
Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.
Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.
На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.
Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:
- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
- приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;
- воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;
-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;
- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;
- развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;
- приучение детей к дисциплине и самодисциплине;
- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;
- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.
Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс.
Каково же содержание понятия «Школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью.
Педагог-режиссер – это особая проблема современной школы. Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как правило, нет антитезы.
Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра. Здесь присутствуют свои определенные законы, нормативы, требования, правила, критерии оценивания – которые характерны именно для высших театральных учебных заведений. В театральном образовании нового времени можно выделить преимущественно два главных доминирующих направления, которые взаимно сосуществуют в учебном процессе. Из первого направления, можно отметить, что технологическая подготовка актеров и режиссеров углубляется и совершенствуется, а с другой стороны учитываются не количественные, а качественные показатели. Сегодняшней уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России, динамично развивается и совершенствуется, отвечает всем реалиям новейшего времени. Музыкальное искусство как одно из выразительных средств театра, является неотъемлемым элементом сегодняшнего спектакля. Актер нового тысячелетия должен и обязан владеть всем арсеналом своих выразительных средств – это тело, голос, вокал, танец, акробатика, пластика, пантомима, умение играть на музыкальных инструментах. Весь этот арсенал навыков востребован в современном театре в полной мере. Так же возросли и требования к внутренней психотехнике актера. Различные психотехнические тренинги, методики, владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования. [1, ссылка]
Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры.
Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой, уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими навыками своего искусства.
Именно такой двунаправленный педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, методических разработок, а так же подхода к воспитанию. По мнению А.Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. В области же школы профессиональной - и средней специальной, и высшей – современная действительность настойчиво подталкивает к переходу от количества к качеству. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве». [1 ссылка]
Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания.
Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» [1]
Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени
- Литература:
- Гоголь Н.В. «Выбранные места из переписки с друзьями» СПб, 1847г
- Лапина О.А. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г.
- Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
- Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г
- http//literra.websib.ru/zubov/text_artikle.htm?124