Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах мюзикла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 1551 раз

Библиографическое описание:

Монд, Ольга-Лиза. Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах мюзикла / Ольга-Лиза Монд. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 284-289. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1254/ (дата обращения: 17.12.2024).

Последние десять лет бурного развития мюзикла как вида музыкально-драматического искусства сформировали у зрителя четкое представление о том, что мюзикл – это музыкальный спектакль, в котором артисты поют, танцуют и играют. Именно такой комплексный набор опций отличает его от  музыкального драматического спектакля (где музыка не является главным действующим лицом, а вокальные и танцевальные номера  могут вставляться «для украшения»), от танцевального шоу (где не поют), от оперетты, в которой вокальные и танцевальные номера зачастую носят только дивертисментный характер, являются самодостаточными, не призванными раскрывать сюжет, образы и взаимоотношения действующих лиц. Особая синтетичность мюзикла заключается в том, что музыка, вокал и танец служат равноправными средствами передачи замысла авторов музыки и  либретто.

Если учитывать скорость, с которой на сценах различных театров страны стали появляться постановки как зарубежных, так и отечественных мюзиклов, то становится очевидным, что возникла серьезная проблема подготовки артистов-вокалистов для работы в этих шоу. Первоначально в российских мюзиклах запели драматические артисты, у которых, как правило, нет специальной вокальной подготовки, эстрадные исполнители (часто не имеющие музыкального образования), реже – профессиональные вокалисты с академически поставленными голосами. Еще более  сложной задачей оказалась  подготовка поющих танцоров – «поющей массовки» – артистов, умеющих совмещать пение и активное движение – танец.  Как говорил  актер и замечательный  педагог Дж. Рэби «артист мюзикла должен петь телом».[1]. Если по определению мюзикл – это жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и вокального искусств, то соответственно актер мюзикла обязан владеть  вокалом, пластикой, танцем, актерским мастерством и при этом на самом высоком профессиональном уровне. Однако это является далеко не простой задачей. Сегодня в российских театральных вузах начинающие актеры в определенной степени обучаются данным дисциплинам, однако драматический актер, способный петь и танцевать – это одно, а актер мюзикла, который должен существовать внутри спектакля, подчиняясь музыкальному ритму – это совсем другое. В высших учебных заведениях страны уже начался процесс открытия специальных факультетов, занимающихся  профессиональной подготовкой артистов мюзикла, в то время как для средних профессиональных и особенно детских музыкальных  учебных заведений не существует  специализированных программ подготовки подростков и детей для участия в мюзиклах. [2].

В московских театрах идет довольно много детских мюзиклов, музыкальных спектаклей или музыкальных сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р Г.Чихачева, Театр Российской Армии, Театр В. Назарова, Еврейский театр «Шалом», Театр у Никитских ворот, Театральный центр «Арт-Вояж XXI», Театр киноактера, Театр музыки и драмы п/р Стаса Намина и др.). В афише практически  каждого драматического театра можно найти один-два, а то и больше спектаклей для детей с подзаголовком «мюзикл». Не редкость и участие детей и подростков в этих театральных постановках. Поэтому задача обучения детей и подростков умению «петь телом» на сегодняшний день является актуальной и требует научного и подхода с разработкой методической базы.

Самой ответственной работой в вокальном воспитании подрастающего поколения считается работа с детьми и подростками  от 8 до 16 лет. Именно в этом возрасте идет активное формирование певческого голоса, находящееся в прямой зависимости от преобразований голосового аппарата, обусловленных анатомо-физиологическими изменениями в подростковом возрасте. Каждый возраст, как известно, требует особых методических подходов в вокальном воспитании. Рациональная программа разработки певческих навыков у детей основывается на представлении о том, что развитие их должно идти по пути не максимальной эксплуатации детского голоса, а подготовки вокальных способностей будущего исполнителя [3;4]. По сравнению с голосом взрослого певца детский характеризуется меньшей силой, более узким диапазоном, слабовыраженной высокой певческой формантой (ВПФ) в спектре. В возрасте 13-16 лет, когда наступает мутационный период, голос изменяется из-за укорочения диапазона, потери высоких тонов, утраты звонкости, еще большим снижением ВПФ [5]. При переходе детского голоса от чисто детского звучания  к подростковому наблюдается также насыщение его обертонами, появляются индивидуальные тембровые качества, расширяется диапазон, увеличивается сила. Изменяется певческое дыхание, становясь более глубоким и равномерным [6].

В арсенал обязательных упражнений в классе вокала у детей независимо от возраста обучающихся входит комплекс приемов на мышечное расслабление и напряжение. Разработаны специальные упражнения для тренировки как артикуляционного аппарата, так и группы дыхательных мышц, участвующих в процессе пения  [7]. Упражнения со звуковой имитацией помогают придать голосу такие необходимые качества, как звонкость, объем,  полетность. [8].

Большое внимание уделяется развитию певческого дыхания, для чего используются упражнения без фонации (глубокий вдох, активизация мышц живота и постепенный выдох с сохранением положения вдоха). По мнению вокальных педагогов, такие упражнения в дальнейшем помогают добиться увеличения силы голоса [8].

Известен способ обучения резонансному пению на основе формирования резонансной акустки голосового аппарата, включающий два этапа: речевой и вокальный, в котором постановка звука осуществляется от речи к пению, начиная с согласных звуков – отработки эталонного звука ЛЬ и близких к нему по типу звукоизвлечения согласных Н, Т, Д; после чего приступают к гласным звукам. Правильно организованные резонаторы усиливают возникающие в голосовой щели высокочастотные обертоны, которые придают голосу такое качество, как звонкость, полетность и составляют область ВПФ [9].

В классах используются различные приемы и вокальные упражнения – от простейших до сложных, охватывающих весь диапазон голоса. Несмотря на индивидуальные различия в подходах к обучению сольному вокалу детей и подростков, педагоги руководствуются на практике следующими общими принципами: низкое, глубокое дыхание с максимальной активизацией брюшных мышц; направление звука в верхнюю часть лица до появления вибрационных ощущений; выполнение упражнений не на чистые гласные, а на соединение  согласны (преимущественно сонорных)  с различными гласными [3;10].

Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые, эмоциональные качества в той или иной мере выраженные музыкальные способности. Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к каждому ученику приобретает особое значение при индивидуальном вокальном обучении [11]. Формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью.

В  век быстрых ритмов при участии в мюзиклах перед артистами стоит проблема качественного вокального исполнения партии при активном движении и/или танце. Так, возникающие проблемы с дыханием ухудшают чистоту интонации, делая крайние ноты диапазона  неустойчивыми [12]. Особенно остро это проявляется  у детей – участников музыкальных шоу, в которых их используют, как правило, в массовых номерах, представляющих сочетание движений, танца и  пения. При этом как сами вокальные навыки, постановка дыхания, так и координация движений у них являются несформированными.

Для решения этой проблемы автором был разработан специальный комплекс вокальной гимнастки (КВГ), целью которого является обучение механике дыхания для синхронизации движений и пения [13].

Впервые данная методика была использована  для работы с учащимися детских вокально-танцевальных коллективов г. Москвы при подготовке 29 детей в возрасте от 8 до 12 лет для работы в мюзикле «Песни о сказках»  и 18 подростков  в возрасте 13-16 лет для работы в музыкальном спектакле «Привет! Я – Пеппи!» (рис.1, рис.2).

Рис. 1. Таблица 1. Характеристика экспериментальной группы  детей

 

Общее кол-во

Возраст

Длительность обучения вокалу

Наличие танцевальной подготовки

Музыкаль-ное обра-зование

Занятия спортом

1 год

2 года

3 года и более

есть

нет

есть

нет

29

8 - 12

12

13

4

17

12

10

19

8

 

Рис. 2. Таблица 2. Характеристика экспериментальной группы подростков

 

Общее кол-во

Возраст

Род

Длительность обучения вокалу

Наличие танцевальной подготовки

Музыкаль-ное обра-зование

Занятия спортом

Ж

М

2 года

3 года

4 года и более

есть

нет

есть

нет

18

13 - 16

11

7

2

11

5

10

8

7

11

6

 

Занятие разделяли на три этапа (части): дыхательная гимнастика (ДГ), комплекс вокальной гимнастики (КВГ), вокальная практика (ВП).

Дыхательная гимнастика (ДГ).  Первый этап включает дыхательные упражнения и состоит из двух ступеней. Во время первой ступени первого этапа выполняют дыхательные упражнения по брюшному типу  в течение 5-10 минут  под контролем ладоней рук.

            Для второго этапа мы использовали в своей практике  следующие дыхательные упражнения, разработанные Пэтси Роденбург [14]  широко применяемые при подготовке артистов музыкального театра в США. Этими упражнениями достигается главная задача: использовать дыхание для создания правильного – экономного вдоха и рационального выдоха, а также вынесения звука наружу. В спокойном состоянии дыхание спокойное, глубокое, регулярное. Под воздействием стресса, движения – дыхание поднимается на уровень грудной клетки и верхнего плечевого пояса, где оно укорачивается и становится беспорядочно неровным. Для восстановления естественного дыхания обучающимся предлагалось освоить следующие важные умения:  научиться соотносить количество вдыхаемого воздуха быстрому и медленному движению, резкому и плавному, прыжку и бегу на месте, т.е. уравновешенному дыханию при движении; овладеть навыком экономного вдоха при выполнении физических упражнений; представлять и ощущать все задействованные во вдохе органы и системы (как  легкие наполняются воздухом и грудная клетка расширяется в стороны; передняя и задняя часть грудной клетки открываются, диафрагма сдвигается вниз, косые мышцы расслабляются). То же с выдохом: все мышцы приходят в действие одновременно.

Комплекс вокальной гимнастики (КВГ).  Второй этап  отводился овладению КВГ и посвящался  последовательному обучению плавному и прерывистому (стоккатному) дыханию в покое (диафрагмой и низом живота) с одновременным пропеванием на одном дыхании определенных гласных или их комбинаций, музыкальных фраз пиано, форте, диминуэндо, кресчендо, легато, стоккато и движениями рук и корпуса определенной амплитуды: от малой до большой в зависимости от особенностей  построения музыкальной фразы при регулировании силы дыхания, осуществляемого по брюшному типу.  КВГ включает восемь упражнений:

Первое упражнение («Пьеро»)  –  под звучащий музыкальный фрагмент piano (пиано)  делают малоамплитудные, спокойные  движения руками с одновременным пропеванием звучащей музыкальной фразы от нижней  рабочей ноты диапазона до верхней.  При этом ноги расположены на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, располагаются  впереди на уровне нижней линии ребер. При пропевании фразы руки плавно перемещаются от центра в сторону, с опущенными параллельно полу ладонями, до положения параллельного.

Второе упражнение («Дровосек»)  – под звучащий музыкальный фрагмент forte (форте) делают крупноамплитудные движения руками, направленные вверх. При этом исходная поза – ноги на ширине плеч сохраняются, попеременно правой или левой рукой выполняются следующие движения: рука из положения вдоль туловища сгибается в локтевом суставе, ладонь куполообразная, обращенная вниз, поднимается выше уровня плеча при согнутом локтевом суставе.

Третье упражнение («Кукла»)  –  под звучащий музыкальный фрагмент, уходящий на  diminuendo (диминуэндо), делают движения руками сверху вниз, от резкого, направленного вверх, уходящие плавно вниз с постепенным уменьшением амплитуды. При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука опускается из положения выше уровня плеча (см. упражнение второе), положение ладони не меняется, рука опускается с усилием до положения вдоль туловища с сохранением положения кисти перпендикулярно предплечью. 

Четвертое упражнение («Двоечник-Отличник)  – под звучащий музыкальный фрагмент, уходящий на сrescendo (кресчендо), делают движения руками снижу вверх  с волнообразно нарастающей амплитудой. При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти развернуты в сторону туловища, локти полусогнуты, поднимаются до положения выше уровня плеч с фиксацией наверху движения на  конечной ноте с выпрямлением локтевых суставов и разворотом ладоней внутрь.

Пятое упражнение («Мельница»)   –  под звучащую  легатированную (legato) музыкальную фразу делают плавные движения руками большой амплитуды справа налево по траектории восьмерки и круговые во фронтальной плоскости. При этом ноги расположены на ширине плеч, рука, согнутая в локте, располагается  впереди на уровне нижней линии ребер. Движения по траектории  горизонтальной восьмерки делают справа налево. Затем круговые движения от себя к себе.

Шестое упражнение («Дирижер») – под звучащую  стоккатированную (staccato) музыкальную фразу делают отрывистые движения руками с маленькой амплитудой с акцентом на работу кисти и лучезапястного сустава совместно с пружинистыми движениями на полупальцах. При этом ноги на ширине плеч, обе руки, согнутые в локтевых суставах в положении параллельно друг другу, кисти рук расслаблены, пальцы полусогнуты («кисть обезьяны»). При подъеме на полупальцы одновременно руки сгибаются в локтевых суставах до положения  уровня плеч, пальцы напрягаются и раскрываются с силой.

Седьмое упражнениие («Журавль»)  – при пропевании музыкальной фразы с акцентом на верхние ноты диапазона для достижения более точного интонирования высоких нот используют наклоны туловища вперед под углом. При этом ноги на ширине плеч, плечевой пояс расслаблен, ладони располагаются горизонтально полу на уровне паховых складок, локти согнуты. При пропевании фразы корпус наклоняется вперед  при фиксированном положении таза до угла  90 -110 градусов.

Восьмое упражнение («Питон») – при пропевании музыкальной фразы с акцентом на низкие ноты диапазона для достижения более точного интонирования низких нот делают в положении ноги на ширине плеч, «врастание в пол» при одновременном вытягивании позвоночного столба вверх. При этом ноги сохраняются в исходном положении, руки, согнутые в локтях, располагаются на верхней линии таза, ладонями вниз. Руки сильно напрягаются, сдавливая воздух, при этом полного разгибания локтевых суставов не допускается. Одновременно с движением рук происходит вытягивание позвоночного столба вверх («макушка тянется к солнцу»).

  Музыкальный материал  представляет собой четырехчастное произведение, включающее экспозицию, разработку, кульминацию и коду, что соответствует составляющим  следующих выполняемых  вокальных упражнений: «Пьеро», «Дровосек», «Кукла», «Двоечник-Отличник», «Мельница», «Дирижер», «Журавль», «Питон».

Особое внимание уделялось при выполнении упражнений тому, чтобы дети и подростки не делали  лишних движений плечами и грудной клеткой, не брали много воздуха и не задерживали дыхание при пении. Длительность второго этапа урока составляет от 15  (дети)  до 20 минут (подростки).

Вокальная практика (ВП).  Третий этап – ВП – отводился индивидуальному обучению вокальной технике. Начинали с распевок на примарных речевых тонах с учетом типа голосов, включающих ходы на терцию и трезвучия. Дидактический материал содержит также  попевки к разучиваемой песне из мюзикла, включающие наиболее сложные интонационные или ритмические обороты. Особо сложный ритмический рисунок отрабатывается дополнительно в случае необходимости путем прохлопования в ладоши, прошагивания. На заключительном отрезке урока производится закрепление определенных двигательных навыков во время пения при правильной механике дыхания, что позволяет обучающимся – участникам мюзикла  - сочетать пение и активные  танцевальные движения без отрицательного влияния последних на вокальную составляющую номера. Этой части занятия отводилось  от 25 до 30 минут в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей и подростков. При этом общее время урока составляет 45 минут для детей и 60 минут для подростков.

После 4-6 занятий обучающиеся запоминали как название упражнений, так и последовательность выполнения. Названия, связанные с образами, помогали сформировать и облегчали запоминание соответствующих поз и положений тела в процессе выполнения  вокальной гимнастики. Образы-синонимы (например, «Пьеро», «Кукла») и образы-антонимы (например, «Двоечник-Отличник») способствовали развитию креативного индивидуального подхода у обучающихся, обеспечивая естественность в сценической интерпретации образа при вокальном исполнении соответствующего музыкального фрагмента. Главной задачей упражнений при этом оставалось овладение выразительными движениями, сочетающимися с драматургией  интонации и техникой передачи голосом меняющегося характера образа («Двоечник-Отличник»).

До и после обучения испытуемым обеих групп (дети, подростки) проводилось тестирование с целью определения эффективности применяемой методики, в частности КВГ.

Оценочные параметры (ОП). Для  оценки  результатов  эксперимента     в    качестве  критериев  оценки  мы использовали характеристики интонации и дыхания.

В интонации выделяли следующие ОП:  удержание звука,  ровность звучания.  Под удержанием звука понимали его удержание до окончания длительности. Ровность звучания понималась как удержание тона, устойчивость крайних участков диапазона.

В дыхании выделяли следующие ОП:  правильное соотношение вдоха/выдоха, возникающее за счет экономности вдоха и равномерного распределения выдоха, достаточного для  исполнения целого предложения.

Система бальных оценок (СБО-3).  Каждый параметр оценивали по системе бальных оценок (СБО-3) – специально разработанной для настоящего исследования  трехбалльной шкале:

3 балла: точно удерживает звук до окончания длительности, в том числе при смене положения корпуса, наблюдается ровность звучания, отсутствие «мостиков» в пении. Вдох активный, короткий, распределяется выдох на целое предложение, рационально расходуется воздух как в статическом, так и динамическом положении тела. Мимика и пластика движений соответствует определенному сценическому  образу.

2 балла: не точно удерживает звук до окончания длительности, особенно при смене положения корпуса, не всегда наблюдается ровность звучания, переходные ноты диапазона звучат неуверенно.

Вдох не всегда короткий, выдоха может не хватать на фразу, предложение; рационально расходует воздух в статическом и нерационально в динамическом положении тела. Мимика и пластика движений в целом соответствует определенному вокальному образу, однако переключение с одного сценического образа на другой затруднено.

1 балл: не удерживает звук до окончания длительности, нет ровности звучания. Вдох пассивный, выдох не покрывает целое предложение/фразу; воздух используется нерационально даже в статике. Мимика и пластика движений в целом   не соответствует определенному вокальному образу.

На начальном этапе ВП преобладала вокально-техническая работа, а на более позднем внимание концентрировалось на художественной и сценической стороне интерпретации  разучиваемого вокально-танцевального номера. На заключительном отрезке урока производилось закрепление определенных двигательных навыков во время пения при правильной механике дыхания, что позволяло обучающимся – участникам мюзикла – сочетать пение и активные танцевальные движения без отрицательного влияния последних на вокальную составляющую номера.

Таким образом, формирование технических навыков пения, совмещенного с танцем, велось в единстве с работой над художественной выразительностью образа.

Анализ изменений ОП у детей и подростков представлен  графически (рис. 3, рис. 4).  На рисунке 3 отражен относительный прогресс ОП интонации и движения после обучения, которые оценивались как отношение величины улучшения ОП к его исходному значению.

Рис. 3. Сравнительная характеристика  опытно-экспериментальных данных  детей и подростков (в относительных значениях).

 На рисунке 4 представлены изменения ОП в абсолютных значениях по группам при первом и втором, контрольном тестировании.  

Рис. 4. Сравнительная характеристика опытно-экспериментальных данных детей и подростков (в абсолютных значениях).

Проанализировав результаты опытно-экспериментальных данных, полученных в результате двукратного (до- и после обучения) тестирования по СБО-3, мы смогли  мы смогли сформулировать  следующие  основные выводы:

1.      Применение КВГ оказывало существенное влияние на такие ОП, как     «удержание звука» и «ровность звучания», «экономный вдох» и «равномерный расход дыхания» у детей и подростков.

2.      Дети показали более выраженный прогресс ОП как интонации, так и дыхания. В процессе занятий  улучшения в первую очередь выявлялись по таким параметрам как «ровный расход дыхания» и «экономный вдох», и лишь затем – «удержание звука» и в последнюю очередь «ровность звучания».

3.      У подростков прогресс ОП в относительном и абсолютном значении был несколько менее выражен, при этом, как и у детей ОП дыхания быстрее поддавались коррекции, чем интонации. Так, «экономный вдох» был главным параметром, по которому высший балл получили при втором тестировании наибольшее количество испытуемых. Далее следовал «ровный расход дыхания», а «удержание звука» и «ровность звучания» соответственно замыкали перечень. 

4.       В процессе занятий   испытуемые обеих групп постепенно освоили четкую атаку звука, улучшилась артикуляция; также мы отмечали распространение высокого головного звучания на нижнюю часть диапазона, что приводило к его выравниванию и помогало создать единорегистровое  звукообразование.

5.      Практически у всех испытуемых появлялись выразительные движения, сочетающиеся с драматургией интонации и музыкальными акцентами.

Дополнительно были выявлены следующие закономерности:

  • длительность обучения  вокалу непосредственно  влияла на эффективность освоения  КВГ: высшие баллы при повторном тестировании  показали  испытуемые, имевшие максимальную длительность обучения вокалу по группе;
  • наличие танцевальной подготовки также являлось фактором, улучшающим эффективность применения   КВГ для подготовки к участию в мюзикле;
  • музыкальное образование  способствовало повышению результативности обучения

К началу  репетиций с хореографом, являющихся неотъемлемой частью подготовки к участию в мюзикле,  обучающиеся дети и подростки уже должны обладать умением выразительно исполнить песню, ощущать характер всех заложенных в музыке движений. Достижению этих навыков  в значительной мере содействует предлагаемый КВГ, в котором наряду с сюжетно-ролевыми движениями используются дидактические, рассчитанные на постановку техники пения.

Анализ  результатов применения специально разработанного КВГ в процессе работы с детьми  и подростками, принимающими участие в музыкальных спектаклях, показал, что достоверно происходит улучшение чистоты интонации, повышение устойчивости крайнего участка диапазона, нормализация певческого дыхания за счет организации активного, экономного вдоха и плавного, равномерно распределенного на целое предложение выдоха, синхронизация пения и танца, что позволило  существенно повысить качество исполняемых вокально-танцевальных номеров в мюзиклах.

 

Литература

  1. Raby, J. Chanter de tout son corps. Paris, 2005
  2. Монд Л. Русский мюзикл: быть или не быть?// Научно-культурологический   журнал      «Regla».- №6 [186], 2009, URL: http://www.regla.ru.
  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.// М., 2000
  4. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.// Л., 1967
  5. Морозов В.П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей, стажеров.// М., 1999
  6. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.//От простого к сложному. Элементы развития высшей нервной деятельности ребенка.//М.-Л., 1964
  7. Венгрус Л.А. Пение и музыкальный всеобуч.// СПб, «Музыка», 2008
  8. Лебедева О.О. Образовательные технологии в вокальном классе.//Сб. статей Международной педагогической академии п/р В.П.Симонова.//М, 2000
  9. Демченко А.Д. Способ обучения резонансному пению и инструментарий для его осуществления.//В бюл. ФИПС «Изобретения и промышленные образцы», №11, 2003 (МКИ G 09 B 15/00).
  10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.//Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
  11. Петрушин В.И. Музыкальная психология.// М., «Пассим», 1994
  12. Монд О.-Л. Принципы формирования обучающих программ для артистов-вокалистов мюзиклов//Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №2, 2009, URL:http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2009.htm .
  13. Монд О.-Л. Способ тренировки дыхания при обучении вокальной технике с двигательными нагрузками  в танце. – Заявка на изобретение №2008138691/14(049887) от 30.09.2008
  14. Rodenburg, P.The Right to speak working with  the voice// Routledge, A Theatre Arts  

Books, New York, 1992                   

         

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, движение руками, подросток, ширина плеч, музыкальная фраза, ровность звучания, движение, дыхание, звучащий музыкальный фрагмент, мюзикл, окончание длительности.


Похожие статьи

Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Музыкальный театр в общеобразовательной школе как форма развития толерантного отношения подростков к сверстникам

Воспитательная концепция использования традиционных методов в подготовке учителей музыки

Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов

Функции музыкального искусства и их реализация в педагогической профилактике агрессивного поведения

Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся

Похожие статьи

Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Музыкальный театр в общеобразовательной школе как форма развития толерантного отношения подростков к сверстникам

Воспитательная концепция использования традиционных методов в подготовке учителей музыки

Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов

Функции музыкального искусства и их реализация в педагогической профилактике агрессивного поведения

Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся

Задать вопрос