Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших дошкольников
Авторы: Знаменская Марина Витальевна, Громова Ирина Семеновна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 07.04.2017
Статья просмотрена: 295 раз
Библиографическое описание:
Знаменская, М. В. Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших дошкольников / М. В. Знаменская, И. С. Громова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2252/ (дата обращения: 22.11.2024).
Одним из основных видов музыкальной деятельности является пение — оно доступно детям и занимает ведущее место в музыкальном воспитании. Является одним из ярких средств эстетического восприятия. Пение активизирует воображение, формирует творческий мир ребенка.
Многие дошкольники именно на музыкальных занятиях они могут проявлять индивидуальные возможности, которые не находят своего самовыражения на других занятиях.
Встреча с песней, общение с ней окрашивается для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции, что напрямую связано с их душевным равновесием и эмоциональным благополучием.
Главное, чтобы каждый из детей почувствовал свой успех и смог самореализоваться.
Из всех видов музыкальной деятельности, можно с уверенностью сказать, что пение является стабилизатором развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), уже не говоря о том, как улучшается невнятное произношение, расширяется словарь, нормализуется деятельность периферических отделов речевого аппарата.
Опираясь на опыт работы, можно отметить, что если дети быстро утомляются, очень непоседливы, у них часто меняется эмоциональный фон настроения, следовательно, все занятия должны проходить в игровой форме, используя яркую атрибутику, проектор, красочный раздаточный материал.
Свою работу строим следующим образом:
‒ пальчиковая игра
‒ дыхательная гимнастика
‒ фонопедические упражнения
‒ пение
‒ релаксация
Все пальчиковые игры на занятии проводятся вместе с пением. Они способствуют развитию воображения, мышления, а также развитию мелкой и крупной моторики.
В дыхательной гимнастике используются палочки с перышками, бабочками. Ведь дыхательная гимнастика требует усилий, а, отвлекаясь на интересный раздаточный материал, ребенок, играя, даже не замечает, как развивает свою диафрагму. Ведь залог качественного вокального исполнения, это правильное дыхание.
Среди всех певческих навыков особое внимание следует уделять чистоте интонации, правильному звуковедению, звукообразованию. Детям нужно стараться петь естественным, высоким светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую мягкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Поэтому с первых занятий большое внимание уделяется валеологическим песенкам — попевкам, которые улучшают качество пения и развивают музыкальный слух.
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука, огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущем от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.
Добиваясь четкой и ясной дикции, следует обращать внимание детей на четкое произношение согласных и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений: «Путешествие веселого язычка» — ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни.
В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важнейших компонентов выразительного пения.
Для закрепления знаний об окружающем мире и концентрации внимания слова песен разучиваются по красочным мнемотаблицам («Песня в картинке»).
Все занятия имеют коммуникативную направленность. Успех работы с детьми напрямую зависит от сотрудничества с родителями. Не только родительские собрания, консультации, беседы, а совместные праздники, где они сами являются активными участниками образовательного процесса, повышают самооценку ребенка, степень его самопризнания. Потому, что эстетический вкус, включающий эмоциональное отношение и суждение, должен закладываться совместно (педагогом и родителем).