Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности
Автор: Королёва Марина Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.01.2014
Статья просмотрена: 960 раз
Библиографическое описание:
Королёва, М. Б. Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности / М. Б. Королёва. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4823/ (дата обращения: 16.12.2024).
Пение — наиболее любимый вид деятельности детей. На практике мы убедились, что оно в силу своей специфики способствует развитию всех сторон личности. Содержание текстов оказывает влияние на нравственное и интеллектуальное развитие детей. Работа над дикцией, дыханием, интонацией, просодикой формирует правильные речевые навыки и выразительность речи. Хоровое пение способствует развитию коммуникативных навыков и чувству коллективизма. Психологи утверждают, что эффективность общения в 55 % зависит от внешнего вида, выразительности поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % — от качества и модуляции голоса, использования пауз, четкости речи и только в 7 % определяется семантикой произносимых слов. Естественно звучащий голос всегда привлекает к себе внимание в разговоре. Звук здорового голоса говорит о надежности, правдивости, уверенности в себе и производит большое впечатление. Напротив, голос, звучащий глухо и невыразительно, не позволяет добиться нужных положительных результатов, говорит о слабости и неспособности принимать решения. Звучание человеческого голоса несет в себе столько информации, что по его звуку можно определить пол, возраст, социальное положение, проживание в определенном регионе, образование и характер собеседника, не видя его. Звучание голоса может вызвать положительные эмоции или раздражение. Умение управлять своим голосом, легко отображать любые оттенки своих мыслей и настроения помогает одной интонацией сказать то, что не выразить никакими словами. Пение как никакой другой вид музыкальной деятельности способствует этому.
Певческая деятельность также влияет на физическое развитие. Ученые доказали, что этот вид музыкальной деятельности оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма (артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и другие). Пение также используется в лечении и профилактике заикания. Как и остальные виды музыкальной деятельности, оно активно развивает творческие способности детей.
Музыка изначально воспринималась как своего рода речь. Назайкинский Е. В. писал, что «обращенность и речи и музыки к одному и тому же органу чувств — слуху, а также использование голоса как общего «инструмента» речи и пения — эти факты уже сами по себе дают основание считать, что в звуковом материале речи и музыки, в принципах его организации на самых разных уровнях должно быть много общего и что уже поэтому речевой опыт играет в музыкальном восприятии важную роль». [1, с. 252]. Общность черт в звуках музыки и речи выявляются в двух масштабах времени, считает ученый. Первый — фонетический, который соответствует отдельным звукам или слогам. Второй — синтаксический, это уровень мотивов, фраз, предложений. Как в музыке, так и в речи артикуляция сходная и играет большую роль при восприятии. Наиболее важным общим принципом речевой и музыкальной артикуляции можно считать принцип членораздельности. А связующим звеном можно считать пение, где артикуляция является одним из главных факторов. [1, с. 252].
Г. П. Стулова также подчеркивает, что обучение пению связано с развитием не только певческого голоса, но и речи, поскольку пение и речь очень тесно взаимосвязаны, являясь функцией одного и того же голосового аппарата. Одной из задач обучения детей пению она считает формирование способности творческого размышления о музыке. Восприятие музыки, знание основ музыкального языка, средств выразительности, умение делать выводы, сравнивать — все это связано с развитием речи и мышления. Поэтому задачей обучения пению является развитие интеллектуальных способностей детей. [3, с. 5].
Также пение способствует развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширению кругозора через знакомство с песенными текстами; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет обогащения словаря. Исследования ученых показали, что при обучении пению детей с раннего возраста у них развиваются умственные способности, необходимые для научного, математического мышления. Пение улучшает звукопроизношение и ритмико-мелодическую сторону речи (темп, ритм, тембр, динамика). Оно помогает также исправить ряд речевых недостатков: нечеткое произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. Занятия пением гармонизуют работу левого и правого полушарий. В результате занятий укрепляется голосовой аппарат ребенка, голос становится выразительным, не срывается, не дрожит. Голос является прекрасным средством сброса эмоционального напряжения.
При планировании певческой деятельности мы учитываем наличие праздничных и памятных дат, сезонные изменения природы: времена года, День Матери и 8 марта, Новый год, патриотические праздники (День Защитников Отечества, День снятия Блокады и День Победы), фольклорные праздники (Масленица) и выпускные праздничные балы. Каждый учебный год разбит на несколько тем.
Обязательно в развитии вокальных навыков мы сначала используем речевой этап, способствующий развитию артикуляции, правильного дыхания, просодики. В него входят артикуляционная гимнастика; игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух; коммуникативные игры-приветствия С. Коротаевой «Здравствуй, дружочек», Ты шагай», «Здравствуй, говори», авторская «Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики». Речевой этап готовит к управлению голосом, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух. В результате таких занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей.
Речевые упражнения мы выполняем на каждом занятии, немного утрируя артикуляцию звуков, таким образом способствуя исправлению отдельных дефектов речи: неясного и недостаточно отчетливого произношения, неправильности интонаций речи, которые влияет на затруднение процесса общения и отрицательно сказываются на речевом развитии ребенка.
Основой речевых упражнений служит детский фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, кричалки, заклички и т. д. Все упражнения мы проводим с обязательной ритмизацией мелодии — дети одновременно с проговариванием текста прохлопывают ритм, запоминая таким образом слоговую структуру слова.
Одной из проблем в речевом развитии ребенка является работа над дыханием. Мы на своих занятиях обязательно проводим специальные дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно дает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и речевую музыкальность. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого вдоха. Упражнения на дыхание мы делаем медленно, не торопясь, без напряжения. Для того, чтобы заинтересовать детей, мы предлагаем все упражнения в образном оформлении. Например, сдуть с ладошки листик или снежинку (в зависимости от времени года), подуть на пушинку как холодный северный ветер или как ласковый тихий ветерок.
Вместе с дыхательными упражнениями перед началом пения мы проводим артикуляционную гимнастику. Ее цель — развитие артикуляционного аппарата. У ребенка он несовершенен, поэтому необходимо уменьшить напряженность артикуляционных мышц, но одновременно повысить их тонус и силу. На своих занятиях мы используем традиционную для логопедии артикуляционную гимнастику с добавлением упражнений, необходимых для вокала. Так, для активизации верхних резонаторов (ротовой полости, носовой полости и придаточных пазух носа) мы учимся улыбаться глазами; представляем, что во рту у нас горячая картофелина, активизируя таким образом мягкое нёбо и подготавливая голосовой аппарат к правильной вокальной позиции. Эту гимнастику мы предлагаем дошкольникам делать с музыкальным сопровождением, способствующим более активному выполнению упражнений. И обязательно вводим яркие сказочные образы. Артикуляционная гимнастика превращается в сказку, которую дети с удовольствием слушают, выполняя упражнения, а на следующих занятиях сами ее рассказывают.
Важную роль мы отводим упражнениям для подвижности нижней челюсти, так как от нее зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. Нужно следить, чтобы нижняя челюсть свободно опускалась вниз, так как она регулирует поднятие мягкого неба. Поначалу можно гласные звуки слегка утрировать. Т. С. Овчинникова предлагает использовать для этой цели игрушки би-ба-бо с раскрывающимся ртом, которые можно дергать за ниточку, показывая детям, как правильно надо открывать рот. Мы проводим это упражнение под музыку («дверь в домик широко открывается для гостей»).
Подбор вокальных упражнений должен быть индивидуальным для каждой группы детей, так как детский голос требует максимально щадящего отношения. Петь дети должны в соответствующем возрасту диапазоне, по возможности не использовать крайние ноты этого диапазона, исполнять короткие певческие фразы, основанные на постепенном движении вниз, интонировать негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма; пренебрежение этими правилами ведет к нарушению голосовой функции.
Мы начинаем вокальные упражнения с примарных тонов, постепенно расширяя диапазон голоса. Заниматься ими лучше сразу после артикуляционной гимнастики. Тогда упражнения не только способствуют формированию вокальных навыков, но и разогревают голосовой аппарат. Первые упражнения выполняются на более удобном гласном звуке.
К подбору песенного материала для детей следует подходить очень внимательно и осторожно. Неправильно подобранный, он способен нанести вред неокрепшим еще голосовым связкам дошкольников. Песни должны соответствовать возрасту, быть содержательными, иметь простые и запоминающиеся мелодии, несложный аккомпанемент, возможность инсценирования. [40, с.116].
Начинать обучение нужно с песен, состоящих из коротких предложений, постепенно удлиняя фразы. Песни мы выбираем в медленном и среднем темпе, преимущественно напевного характера (песни А. Филиппенко, Г. Вихаревой, С. Насауленко, «Песня для мамы» Н. Бобковой и другие). Они соответствуют возрасту, содержательные, имеют простые и запоминающиеся мелодии, несложный аккомпанемент, возможность инсценирования (например, «Раз — ладошка» Е. Зарицкой, «Осень-невидимка» С. Коротаевой, «Чудеса» А. Филиппенко, «Нарядилось солнышко» С. Хачко и т. д.).
Например, при разучивании песни «Нарядилось солнышко» (муз. и сл. С. Хачко) мы сначала его прослушиваем, потом беседуем с детьми о том, как солнышко меняет свой цвет в течение дня. Для лучшего запоминания текста песни используется наглядный материал (картинки, разноцветные шарфики), пение в различных вариантах (сольное, хором, по цепочке, с солистом). Дети придумывают аккомпанемент и исполняют его на детских музыкальных инструментах (чаще всего, на шумовых). Для работы над выразительностью пения мы используем инсценирование песни. Для этого выбираются солисты, которые изображают солнышко в разное время суток, и по ходу текста придумывают танцевальные импровизации. Остальные дети вместе с педагогом исполняют подтанцовку. И, конечно, мы стараемся, чтобы каждый ребенок почувствовал себя артистом — побывал в разных и главных ролях. Используемый методпозволяет включить в процесс творчества всех детей, найти каждому ребенку тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам.
В последующем процессе обучения задачи усложняются, и музыкальные произведения становятся более сложными в интонационном, исполнительском и художественном планах. Это такие песни, как «Звездочка моя» Л. Старченко, «Что такое Новый год?» Ю. Чичкова, «Ласточка» Е. Крылатова и другие. Именно песни, благодаря своему содержанию, способствуют развитию нравственных качеств детей, их умственных способностей благодаря увеличению словарного запаса и расширению кругозора, а выразительное пение способствует развитию творческих способностей.
Примерный тематический материал по разделу «Певческая деятельность» (старше-подготовительный возраст)
Месяц |
Тема |
Примерный репертуар |
октябрь |
Золотая осень |
«Осень в гости к нам идет», «Разговор», «Журавли» Лившица, «Осенняя песенка», «Урожайная» А. Филиппенко |
ноябрь |
День Матери |
«Песня мамонтенка», колыбельные песни, «Добрая милая мама», «Я рисую солнышко» |
декабрь |
Новый год |
новогодние хороводы, песни про Деда Мороза «Песенка для елочки» |
январь |
Зима |
«Зимушка», «Зима на Неве», «Мы рисуем снеговика», «Зимушка хрустальная» |
февраль |
Масленица, День защитника Отечества |
«Блины», частушки, «Прощай, Масленица», «Бравые солдаты», «Три танкиста», «Ты не бойся, мама» |
март |
Международный Женский день, Весна |
Песни о маме, песни о бабушке, песни о весне, «Поздравление девочкам», «Нарядилось солнышко» А. Хачко |
апрель |
День птиц, «Дружно в садике живем» |
«Ласточка» Е. Крылатова, «Настоящий друг» В. Шаинского, «Улыбка» В. Шаинского, «Если с другом вышел в путь» |
май |
День Победы, Выпуск в школу |
«Вечный огонь», песни военных лет, «До свиданья, детский сад», «Первоклашка» В. Шаинского, «Чему учат в школе», «А в школе», «Детский сад» И. Пономаревой |
Примечание. Сентябрь — первичная диагностика. Май — заключительная диагностика.
Совершенствование речи на сегодняшний день актуально не только для больных детей, но и для всех людей. Проблема культуры речи, дикции стоит особенно остро.
Литература:
1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия./ Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972.
2. Овчинникова Т. С. Пение и логопедия: Учеб.-метод. пособие для педагогов, логопедов, муз. рук-лей детских садов и родителей. / Т. С. Овчинникова. — СПб.: Изд-во «Союз художников», 2005. — 48 с. — ISBN 5–7435–0235–8.
3. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. / Г. П. Стулова. — М.: Прометей, 1992. — 269, [1] с.: ил., нот. — ISBN 5–7042–0344–2.