Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 26.03.2018

Статья просмотрена: 4282 раза

Библиографическое описание:

Семенова, М. С. Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста / М. С. Семенова, Ю. Р. Гришко, О. В. Конькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3253/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья освещает психофизиологические особенности певческого аппарата у детей дошкольного возраста, раскрывает необходимость развития музыкальных способностей дошкольников. В статье приведены рекомендации по охране детского голоса.

Ключевые слова: пение, певческий аппарат, ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, певческая установка, артикуляция, дикция, голосовые связки, охрана голоса.

Пение — особый вид творчества, который сопровождает ребенка от колыбели до взрослой жизни. Пение даёт возможность развитию различных сфер личности: эмоционально-волевой, деятельностной, когнитивной, а также развитию способностей: коммуникативных, творческих и интеллектуальных. Приобщение детей к музыкальному искусству через пение, один из важных этапов в жизни развития маленького человека. Многочисленные исследования [1, 2] показывают, что именно музыка имеет очень сильное влияние на развитие эмоций, а через эмоции на его отношение к окружающим событиям. Поэтому главной целью в современной системе обучения пению и музыкального образования в целом, становится приобщение ребенка к миру высоких духовных ценностей, заключенных в музыкальной культуре.

Методы обучения пению формировались на протяжении многих веков, накапливая в себе опыт поколений педагогов различных вокальных школ. Постепенно сформировались единые требования к обучению детей пению, которые опираются на возрастные психофизиологические особенности.

Изучением особенностей физиологического развития голосового аппарата дошкольников, в свое время занимались: Огороднов Д. Е., Стулова Г. П., Малинина Е. М. и др. В результате исследований, стало понятно, что голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого человека. Голосовой аппарат человека состоит из трех основных частей: дыхательный аппарат (легкие, бронхи и трахея, диафрагма), гортань с голосовыми связками (трубка, соединяющая трахею с глоткой), резонансная область (рупор или надставная трубка).

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840г.) и классических работ М. Гарсиа (1805–1908 гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краёв голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. У ребенка он недостаточно подготовлен для пения. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, вследствие чего звук слабый. Формирование вокальных мышц происходит только к 7 годам. Дети дошкольного возраста поют за счет натяжения наружных, так называемых перстне — щитовидных мышц [1]. Поэтому диапазон детей дошкольного возраста, различаясь по возрастным группам, максимально может достичь одной октавы.

Занимаясь развитием певческого голоса у детей дошкольного возраста, важно знать особенности его развития в разные периоды жизни дошкольника.

Ранний возраст: 2–3 года

Певческий аппарат ребёнка в раннем возрасте анатомически и функционально только начинает складываться.

Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо. Объём лёгких ещё очень мал, глубина дыхания значительно ниже, поэтому частота дыхания ускорена. Само дыхание поверхностное, ключичное. Выдох, на котором происходит формирование звука — короткий и слабый. В этом возрасте необходимо работать над плавным, сильным длительным выдохом. Исходя из этого песенный репертуар необходимо подбирать с короткими музыкальными фразами.

У детей раннего возраста недостаточно развит речевой аппарат: звуки находятся в процессе формирования, тонус языка и губ слабый, это не дает возможности ребенку четко произносить звуки, поэтому слова музыкального материала не должны превышать два-три слога.

Гортань, у детей раннего возраста, располагается выше, вследствие чего голос у детей этого возраста тоже выше, но в пении диапазон очень ограничен из-за недостаточной эластичности связок. Поэтому диапазон музыкального репертуара для 2–3 лет не должен превышать «ми» — «ля» первой октавы.

Младший дошкольный возраст: 4–5 лет

Певческий аппарат ребёнка в младшем дошкольном возрасте анатомически и функционально находится в активной стадии формирования.

Дыхательный аппарат у детей младшего дошкольного возраста претерпевает большие изменения, поскольку потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 4 до 5 лет на 40 %. К этому же возрасту несколько увеличивается емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Речевой аппарат у детей данного возраста, становится более сформированным. Артикуляция и дикция, за счёт усиления мышц губ и языка, становится более чёткой. В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата. Здесь уместны в распевании упражнения, направленные на развитие навыков правильного формирования звуков.

В младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в строении гортани. У мальчиков голосовые связки растут немного быстрее, чем у девочек (1,65 см. и 1,5 см. соответственно). У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3,5–5 лет и становится больше, чем у девочек. Голос у мальчиков становится ниже, чем у девочек. Диапазон этого возраста становится немного более широким — «ре» — «си» первой октавы.

Старший дошкольный возраст: 6–7 лет.

Дыхательный аппарат детей в этом возрасте становится в 3 раза больше чем в раннем дошкольном возрасте. Минутный объём дыхания почти в два раза увеличивается, что приводит к сокращению частоты дыхания, что в свою очередь позволяет ребенку пропевать более длинные музыкальные фразы.

К 6–7 годам речевой аппарат ребенка должен достичь уровня, когда ребенок формирует звуки осознано и чётко. Мышцы губ и языка скоординированы в произношении всех звуков правильно. Дети старшего дошкольного возраста свободно управляют органами артикуляционного аппарата.

Строение гортани имеет более совершенный вид и приближается к домутационному периоду. Звук усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску и добавляют глубину в голосе. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Диапазон детей старшего дошкольного возраста, существенно отличается от диапазона детей раннего дошкольного возраста и может достигать октавы, — «до» первой октавы — «до» второй октавы.

Обучая детей песенному искусству, необходимо уделять достаточное внимание охране детского голоса. Неправильный подход гибельно отражается на голосовых связках детей.

Музыкальный руководитель может встретиться со следующими проблемами детского певческого аппарата: гнусавый призвук (приобретается при недостаточной активности мягкого нёба), сиплый звук (возможно, вялое, неплотное смыкание связок), хриплый звук (возможно, неплотное смыкание из-за наличия воспалительных процессов в связках), прерывание звука (возможно, вялое дыхание). [3]

Общие проблемы в пении детей дошкольного возраста — это неточное интонирование, крикливое пение и невнятная дикция.

Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е. И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний. Также нужно следить за тем, чтобы дети не пели шёпотом, не употребляли горячие и холодные напитки и не пели на холодном воздухе. [4]

Родителям детей следует донести, чтобы они не поощряли пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.

Выводы:Внастоящее время в методике музыкального образования накоплен значительный объем знаний по вопросу особенностей развития детского певческого голоса.

На музыкальных занятиях с дошкольниками просто необходимо проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, учитывая психофизиологические особенности детей. Без подготовки и настройки голосового аппарата, работать над песенным репертуаром нельзя.

В Российской системе дошкольного образования происходят положительные перемены в плане обновления содержания образовательных программ, но основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно:

– приобщать ребенка музыкальной культуре.

– формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению.

– развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

– развивать голос, формирующий естественное детское звучание.

– расширять певческий диапазон и т. д.

Литература:

  1. Радынова О. П. Настроения, чувства в музыке. — М.: 2009
  2. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. — М.: 2004.
  3. Отинова-Ордина Е. Э. Вокальная техника как компонент качественного звучания певческого голоса. — Хабаровск: 2012.
  4. Алмазов Е. И. Особенности слуха и голоса ребенка. — М.: 2014
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ранний возраст, пение, старший дошкольный возраст, детский голос, диапазон детей, ранний дошкольный возраст, связка.

Похожие статьи

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

О вокально-интонационных упражнениях в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Похожие статьи

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

О вокально-интонационных упражнениях в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Задать вопрос