Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Либер, А. А. Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / А. А. Либер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83826/ (дата обращения: 17.12.2024).



Художественно-эстетическое воспитание детей является неотъемлемой частью дошкольного образования, ведь музыка, как и другие виды искусства, помогают всестороннему развитию и эмоционально-психологическому становлению детей, особенно в том возрасте, когда происходит формирование личности ребёнка.

Многое зависит от профессионализма педагога. Грамотный подход и объективная оценка возможности каждого ребёнка играет огромную роль в музыкальном развитии детей.

Занятия в первую очередь должны быть интересными и познавательными. Обучение в игровой форме является наиболее эффективным, таким образом, педагог должен разнообразить методы работы с детьми, параллельно вводя приемы развития голоса ребенка.

Немаловажную роль играет подбор репертуара. Песни, потешки, прибаутки, дразнилки очень нравятся детям, вызывают у них радостное настроение и оптимистический настрой.

Для каждой возрастной категории должен быть свой репертуар. На каждом этапе взросления, репертуар усложняется. Вводятся дополнительные задачи для детей, такие как:

– более чёткая дикция,

– соблюдение элементарных динамических оттенков (громко, тихо)

– передача музыкального образа,

– слаженность в пении.

Уже при разучивании репертуара, следует следить за певческой установкой.

Необходимо контролировать то, как ребёнок сидит, стоит, как открывает рот и держит голову. Для этого существуют некоторые правила певческой установки:

– сидеть (стоять) ровно;

– корпус в свободном положении;

– голову держать прямо, не запрокидывать, подбородок держать прямо;

– петь свободно, избегать кричащего звука.

При формировании первоначальных певческих навыков у детей необходимо помнить, что в раннем возрасте голос только формируется, и поэтому очень важно не навредить. Важно избежать перенапряжения связок, периодически делать весёлые паузы во время занятия. Ими могут быть ритмические упражнения: прослушать и прохлопать ритм, имитационные, пародирующие движения (показать образ птиц, зверей и прочее).

Так же не стоит забывать и о распевании. Наиболее подходящие для детей дошкольного возраста песенки-распевки. Небольшое содержание произведения, простая мелодия и интересное содержание легко запоминаются детьми. Систематическое пропевание песенок-распевок способствует выравниванию звучание голоса ребёнка, помогает добиться передачи характера и образа произведения. Эмоциональность и артистизм педагога при исполнении распевок необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

В качестве распевки можно использовать несложные тексты, либо пропевать гласные звуки: А-У, И-О. Например:

—«Ау-ау, заблудились мы в лесу».

—«Иа-иа, поёт мой ослик!».

Подобные распевки поднимают детям настроение, задают позитивный тон, улучшают настроение, повышают эмоциональную атмосферу, подготавливают голос к пению. Предложить желающим детям исполнить самим распевку, использовать приёмы театрализации с куклой, игрушкой. После распевки для развития слуха и музыкального восприятия следует задать следующие вопросы:

—«Какая была песенка, весёлая или грустная?»

—«Быстрая или медленная»?

—«Как лучше нам петь песенку, тихо или громко?»

Помимо распевания необходимо уделить внимание постановке певческого дыхания, которое непосредственно влияет на выразительность пения и правильное звукоизвлечение. Для дыхательной гимнастики используются следующие упражнения:

  1. Задержать дыхание, и задувать «свечки» (пальчики). Начинать можно с возраста самого ребёнка: (четыре года, задуть четыре «свечки»), постепенно увеличивая количество «свечек».
  2. Упражнение «Самолёт». Задержать дыхание, и медленно выпускать воздух на звук у-у-у-у. Кто дольше продержит этот звук, тот дальше «долетел».
  3. Упражнение «Насос». Вдохнуть, задержать дыхание, и имитирующими движениями «насосом» порционно выпускать воздух.

Немаловажную роль в формировании певческих навыков отведена артикуляционной гимнастике. Некоторые из них:

  1. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком («цокает лошадка»)
  2. Упражнение «Дятел». Улыбнуться, широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, и ударять кончиком языка по бугорку на букву Д-Д-Д. («дятел клювиком стучит»).
  3. «Чистим зубки». Кончиком языка «чистим» верхние зубки, «моем щёчки».

Звукообразование является неотъемлемой частью в формировании певческих навыков для детей дошкольного возраста. Оно связано непосредственно с работой дыхательного аппарата, дикцией, артикуляцией. Огромное значение в звукообразовании имеет слух так называемый (вокальный слух). Важную роль играет наследственный фактор. Развивать его задача необходимо именно с раннего возраста. Прослушивание и повторение простейшей мелодии, динамики, всё это способствует развитию вокального слуха.

В работе со звукообразованием необходимо уделить внимание напевности мелодии. Необходимо учить детей петь протяжно, напевно, протягивая отдельные гласные звуки. Развитию протяжности в пении способствует пропевание песен, написанных в умеренном или медленном темпе.

В процессе репетиционной работы необходимо уделить внимание на выразительность текста, на качество звука, будь то музыка песни или простое вокальное упражнение. Вести работу над развитием слуха, развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм.

В дальнейшем многие из задач могут немного расширяться, углубляться. Но основные принципы работы должны оставаться неизменными.

Одноголосное пение может сочетаться с простейшими формами двухголосия, в процессе таких упражнений происходит увеличение легких за счет тренировки дыхания и расширение диапазона.

Не менее важно уделять внимание истории своей родины, национальной и культурной особенности страны, богатству и разнообразию её флоры и фауны. Все эти знания необходимо использовать при проведении занятий.

Одним словом, весь процесс должен быть подчинен задачам по воспитанию художественного вкуса ребенка и его будущего мышления.

Литература:

  1. «Тутти». Авторская программа. А. Буренина, Тютюнникова;
  2. Музыкальный букварь. Н. Ветлугина
  3. «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вокальный слух, дошкольный возраст, кончик языка, певческая установка, развитие слуха, ранний возраст, упражнение.


Похожие статьи

Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Похожие статьи

Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Задать вопрос