Внедрение элементов спортивного туризма на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 27.04.2018

Статья просмотрена: 1803 раза

Библиографическое описание:

Мокеев, С. В. Внедрение элементов спортивного туризма на уроках физической культуры / С. В. Мокеев, В. В. Белозёров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49672/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вопросы улучшения физического образования в современной школе, поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, воспитанию личностных качеств, формированию умений и навыков безопасного поведения являются одними из приоритетных направлений в образовательной деятельности по физическому воспитанию [1, с. 2].

Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для школьников. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки, умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий и др.

Использование элементов туризма способствует повышению интереса к урокам физической культуры, является составной частью здоровьесбережения, нравственного развития личности.

Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, функциональное состояние многих физиологических систем.

Главнымпринципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, поддержание у него положительного эмоционального состояния, оздоровление [3, с. 20].

В содержание таких уроков должно быть включено выполнение разнообразных физических упражнений, расширение знаний о природе, формирование бережного отношения человека к ней.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, должен иметь единую сюжетную линию и предполагает широкое использование игровых форм, что обеспечивает повышенный интерес и осознанную потребность в физических упражнениях.

В-третьих, данные уроки в основном проводятся на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры — оздоровительную.

Мной разработана и апробирована программа курса по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юный турист», рассмотренная и утвержденная Институтом повышения квалификации работников образования в 2014 году. С 2015 года применяю элементы спортивного туризма на уроках физической культуры через интеграцию содержания с разделами по легкой атлетике, гимнастике, баскетболу, включая в урок разнообразные упражнения по формированию навыков туризма.

На подготовительном этапе урока применяются технологии предписаний алгоритмического типа, которые предполагают изучение и закрепление техники выполнения упражнений в определенной последовательности (алгоритме) для более быстрого усвоения того или иного двигательного действия. Например, туристическое упражнение «бег по кочкам», применяется в разминке. Учащиеся совместно с учителем составляют предписания алгоритмического типа:

– определить цель, где должен быть указан итоговый результат,

– описать технику выполнения изучаемого упражнения,

– осуществить правильный показ.

На уроках присутствуют дети, которым физическая нагрузка не рекомендована какое-то непродолжительное время. Осуществляя дифференцированный подход, для детей, имеющих временный отвод от занятий, дается опережающее задание: составить графическую схему выполнения изучаемого упражнения.

Линейная технология применяется в основной части урока при подготовке учащихся и к туристическим, и к спортивным соревнованиям. Она является общей как для некоторых спортивных видов туризма (спортивное ориентирование), так и для всех циклических видов спорта (легкая атлетика, лыжные гонки). Данная технология используется при обучении бегу на среднюю и длинную дистанции: вначале даются упражнения на освоение исходных двигательных действий (высокий старт), затем упражнения на совершенствование техники бега по дистанции и в заключение упражнения на освоение конечных положений (финиширование).

После обучения технике бега на уроках по кроссовой и лыжной подготовке учащимся дается индивидуальное задание по спортивному ориентированию: с помощью карты найти 3–4 контрольных пункта на территории школы [6,с.17]. Прохождение дистанции должно быть не менее 1 км по пересеченной местности, что необходимо для общей физической подготовки.

Прохождение параллельной и навесной переправы, маятника в спортивном туризме отрабатывается с помощью обратнолинейной технологии, которая является общей для всех ациклических видов спорта (прыжки в длину и в высоту, метание).

Последовательность обучения при использовании обратнолинейной технологии разбираем с учащимися на примере обучения прыжкам в длину: вначале выполняем упражнения на освоение конечного положения (приземления), затем осваиваем упражнения на совершенствование техники фазы толчка и фазы полета и в конце — упражнения на освоение фазы разбега.

Такой подход обоснован требованием техники безопасности (приземление в прыжках, финальное усилие в метании), последовательным наложением элементов техники при выполнении целостного двигательного действия (прыжка). Приобретенные навыки позволяют учащимся правильно проходить короткие дистанции с прыжками и приземлениями на туристических соревнованиях.

Заключительная часть урока содержит упражнения на восстановление дыхания, растяжение и расслабление.

Комплексы упражнений по туризму, применяемые на уроках:

  1. Упражнения, предназначенные на развитие силы:

– лазание по веревочной лестнице, прикрепленной к перекладине. Высота подъема варьируется в зависимости от физической подготовки учащихся;

– подтягивание на веревке различного диаметра,

– сгибание ног на гимнастической скамейке. Учащиеся одевают рюкзак с набивным мячом и выполняют сгибание ног, по очереди ставя правую и левую ногу на скамейку, поднимаясь вверх.

Упражнения на развитие координационных способностей:

– прохождение навесной переправы,

– прохождение «бабочки». Две натянутые параллельные веревки стянуты посередине карабином. Необходимо перейти с одной стороны веревки на другую;

– переход по бревну. Учащиеся преодолевают мнимую водную преграду, проходя по тонкой части гимнастической скамейки. Задание можно усложнить, добавив рюкзак с набивным мячом.

Упражнения на развитие гибкости:

– скалолазание. Подъем по шведской стенке, используя только обозначенные цветным скотчем перекладины;

– преодоление «завала». Используются разновысокие легкоатлетические барьеры, расставленные в хаотичном порядке, под которыми нужно пролезть.

Упражнения на развитие выносливости:

– задание на нахождение нескольких контрольных пунктов (ориентирование),

– поход. Преодоление нескольких препятствий (параллельные веревки, навесная переправа, «болото») на стадионе.

Упражнения на развитие скоростных качеств:

– бег по шведской стенке,

– эстафетный бег с пристегиванием туристического карабина, завязыванием узлов, перемещением туристического рюкзака,

– «бег по кочкам».

  1. Для всех разделов, включая баскетбол и волейбол — работа с компасом, движение с мячом по определенному маршруту и преодоление препятствий, определение азимута (урок-путешествие).

Во внеурочной деятельности работа ориентирована на сотрудничество с учащимися, на создание ситуации успешности ребенка, взаимопомощи в преодолении трудностей, а также на то, что способствует самовыражению ученика, а сочетание разных форм работы по направлениям туристической деятельности (спортивный туризм, категорийные походы, ориентирование) позволяет повысить заинтересованность учеников и добиться определенных результатов.

Литература:

  1. Ганопольский В. И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 2013.
  2. Куликов B. M., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Изд. второе, дополненное. 2014. — 72 с.
  3. Константинов Ю. С., Митрахович С. С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. — М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2014. - 352 с.
  4. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие — 2-е изд., стереотип. — М.: ФЦДЮТиК, 2013. — 600 с.
  5. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918–2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2012. — 312 с.
  6. Мухина О., Налетов Д., Прохоров А. Как провести соревнования по спортивному ориентированию. ВГУ, Воронеж, 2014.
  7. Озеров А. Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое пособие. — М.: ФЦДЮТиК, 2013. — 160 с.
  8. Под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.- М.: Советский спорт, 2014. — 324 с.
  9. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, физическая культура, навесная переправа, спортивный туризм, урок, учащийся, алгоритмический тип, внеурочная деятельность, гимнастическая скамейка, легкая атлетика.


Задать вопрос